Людмила Андросова
Проект «Птицы — наши друзья». Развитие исследовательской деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»
города Губкина Белгородской области
Развитие исследовательской деятельности у дошкольников в процессе формирования представлений об особенностях внешнего вида, повадках и жизни птиц посредством проекта «Птицы - наши друзья».
Воспитатель:
Андросова Людмила Степановна
2012г.
В современном мире в педагогической психологии актуальна проблема развития исследовательских способностей у детей.
Публикация «Проект „Птицы — наши друзья“, Развитие исследовательской деятельности у дошкольников» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его.
«Возраст почемучек» является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребёнок задаёт огромное количество вопросов, исследует новые области, ищет и находит применение вещам.
Доказано, что детская любознательность лежит в основе ис-следовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения.
В настоящее время в нашей стране происходят значительные изменения в системе дошкольного образования с учетом вступивших в силу ФГТ.
Основной лейтмотив современного образования - уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов с родителями, педагогов друг с другом. Каждая минута общения дает новые знания. Дети учатся у сверстников, старших детей, близких взрослых, воспитателя, природы и всего мира.
Большие возможности для этого предоставляет метод проектов, в основе которого лежит идея о направленности исследовательской деятельности на результат, достигаемый в ходе совместной работы участников образовательного процесса (дети, воспитатели, родители) над определенной практической проблемой.
В проектной деятельности открываются большие возможности в организации совместной исследовательской, творческой деятельности детей, воспитателей и родителей.
В основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И. П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматриваемая как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
Потребность в поиске, получение удовольствия от результатов творчества, от процесса «сотворения» являются неотъемлемой частью развития человека как личности и творца. Неудовлетворённая потребность в исследовательском поведении является причиной нервных расстройств, приводящих к нервным заболеваниям.
В настоящее время одним из эффективных способов развития такого поведения у детей в детском саду, по мнению А. И. Савенкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей дошкольного возраста, доступна им, а,следовательно, продуктивна.
Развитие и закрепление навыков исследовательского поиска даёт положительные результаты. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями развития и познания. Как важно нам, взрослым, помочь им реализовать их. Ребёнок накапливает знания и представления о себе самом, об окружающих его людях, о животном и растительном мире, о явлениях природы и многом другом.
В современных условиях проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»?
Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональные отношения, поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться е красотой и т. д.)
Для того чтобы у детей сформировать экологическую культуру, нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое - прекрасное, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома.
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе.
А мы знаем, что дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребенка и ученого заключается в общем итоге: ученый открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих.
Как редко мы задумываемся над тем, что животные, птицы, насекомые, все это называется живой природой и помогает нам воспитывать детей. Воспитание должно основываться на бережном отношении к природе. Дети сами нуждаются в доброте и ласке, поэтому способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому, а так же заботиться о птицах. Поэтому тему проекта я выбрала «Птицы – наши друзья".
Для реализации проекта :
-разработала систему непосредственно-образовательной деятельности, мероприятий;
-создала условия для наблюдения за птицами;
-создала предметно-развивающую среду;
-плодотворно сотрудничала с семьёй.
Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Экологическое посвящение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нельзя мириться с ситуацией, когда дети в детском саду учатся бережно относиться к природе, а во время отдыха с родителями наблюдают совершенно другое – экологически неграмотное поведение родителей. Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в детском саду и пренебрежительным отношениям родителей к природе, делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает у детей ситуацию психологического дискомфорта.
Прежде чем выстраивать работу, мы познакомились с образовательным уровнем родителей, психологическим состоянием семьи.
Организованны и проведены:
-анкетирование «Какое место в жизни Вашей семьи занимает природа?»
-консультации: «Берегите природу», «С ребенком на природу», «Добрые советы семьи», «Мало смотреть, надо уметь видеть»
Дети убедили взрослых членов семьи принять участие в проекте : изготовить кормушки.
Проект «Птицы - наши друзья» я реализовывала через разные виды деятельности : через игровую деятельность, речевое развитие, художественную литературу, трудовую деятельность, учебную деятельность, музыку, прослушивание аудиокассет. У ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными. Кроме того, данный объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей.
В своей работе использовала активные методы и приё мы обучения:
Практические: игровой метод, упражнения, моделирования.
Словесный: рассказ педагога, рассматривания иллюстраций, рассказы детей, беседы, чтение художественной литературы.
Наглядный: наблюдения, рассматривание иллюстраций, предметов, муляжей, личный пример взрослых.
Применяла разнообразные формы работы:
-НОД (интегрированные, комплексные, итоговые, в форме путешествий);
-экскурсии;
-наблюдения;
-дидактические игры;
-чтение специальной литературы.
Вместе с детьми систематически наблюдали за птицами на прогулке, повесили кормушки и ежедневно пополняли их. Дети с удовольствием играли в подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Птицы в гнездах".
С целью усвоения элементарных экологических представлений о птицах, читали художественную литературу: произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, С. Городецкого «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда» русские народные песенки, заклички о птицах.
Рассказы В. Бианки, "героями" которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении.
На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе все взаимосвязано, каждый живой организм приспособлен к определенной среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоеме или на лугу, а водоплавающие - в лесу).
Проводились беседы о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время года. Уточнили, как их надо подкармливать. Дети должны понимать, что необходимо заботиться о птицах, ведь это живые существа. Предложили детям самостоятельно изготовить кормушки для птиц, используя пакеты из-под сока или молока. Вместе с родителями устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семена подсолнуха, крошки хлеба, сало. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно, вороны.
Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключается в следующем: воспитатель называет птицу, а дети должны сказать, чем она питается и где можно найти этот корм.
Использовались игры "Улетает - не улетает", цель которой уточнить представления о перелетных и зимующих птицах, "Угадай, что за птица", по описанию дети должны узнать, что это за птица, разработана дидактическая игра «Птичьи гнезда», в которой дети должны правильно заселить птиц в свои домики. Для детей изготовлены дидактические игры "Разрезные картинки птиц", "Собери птичку».
Дети познакомились с новыми названиями птиц, знают строение птиц, классифицируют их: домашние, зимующие, перелетные. Ребята лепили птиц из пластилина и соленого теста, складывали птиц из бумаги (ОРИГАМИ, рисовали птиц, используя различные нетрадиционные способы.
В результате проектной деятельности изготовлены коллективные работы на тему: "Снегири", "Птичьи гнезда", "Птицы на дереве", "Птичий двор". Ребята выполняли аппликации птиц из геометрических фигур, учили стихи, пословицы и загадки о птицах.
Вместе с детьми было подготовлено и проведено открытое занятие «Пернатые друзья» с использованием мульти-видео, на котором были закреплены и расширены знания детей о птицах, обобщены понятия «зимующие» и «перелетные» птицы, а так же воспитывалось бережное, заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в зимний период года. Дети узнали, что птица - прекрасное создание природы. Недаром про них слагают песни, стихи, сказки, пословицы, поговорки. Это сказки "Гуси-лебеди", "Царевна-лебедь", "Кукушка", "Финист-ясный сокол". Познакомились с пословицами:
-Всякая птица своим пером гордится.
-Сорока весть на хвосте принесла.
-Кукушка кукует - по дому тоскует.
-Мала синичка, да коготок остёр.
Для детей и взрослых была подготовлена и проведена викторина о птицах, по результатам которой дети узнали:
1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
Детям понравился проект «Птицы-наши друзья», они с удовольствием играют в подвижные игры «Птицы в гнездах», «Найди свой домик», «Назови птичку».
Участие в реализации проекта многое дало детям моей группы, у дошкольников появилось чувство гуманности ко всему живому, к птицам.
В ходе работы над проектом дети показали хорошие знания о птицах, видят отличия перелетных птиц от зимующих, с помощью взрослого составляют тематические рассказы. У детей сформировался навык заботливого отношения к птицам, налажено плодотворное сотрудничество родителей в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.