Ольга Панофенова
Развитие интереса у детей к будущей профессии
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Публикация «Развитие интереса у детей к будущей профессии» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Задачи для детей дошкольного возраста:
• Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
• Обобщать знания детей о труде.
• Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
• Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
• Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, так и навеянные сказками, игрой воображения.
• Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
• Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
• Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т. д., о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т. д.).
• Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
• Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
• Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.
Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:
1. Предварительный: рассказ или беседа, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов о людях труда, мультфильмов (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
2. Основной, практический: Экскурсии, походы, НОД – знакомство с разными профессиями, т. е. рассказ о той или иной профессии с показом трудовых действий. Так как у дошкольников преобладает наглядное мышление и память, то знания полученные в процессе экскурсии более эффективны, ведь при этом дети наглядно знакомятся с различными производствами, техникой, могут увидеть воочию, как трудятся люди.
3. Заключительный: Закрепление знаний: Беседы с детьми по увиденному на экскурсиях. Рисование по памяти, замыслу: “Что запомнилось?”, «Моя любимая профессия», «В мире профессий» и др. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненеобходимыми, понятны и доступны по информации дошкольникам. Это службы детского учеждения: труд сотрудников (повар, воспитатель, помощник воспитателя-няня, медсестра, врач, швея, дворник, шофёр, электрик, плотник и т. д.). В процессе экскурсий дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают прекрасную возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной специальности. Ребёнка интересует профессионализм, с которым взрослый осуществляет свои трудовые действия. Показывать детям можно только одно трудовое действие в процессе наблюдения, но включать это действие 4-6 последовательных операций ( н-р: знакомство с трудом повара, чтобы получились котлеты, надо порубить мясо в мясорубке, сформировать их и затем пожарить и т. д.). Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто, выразительно и привлекательно. Необходимо комментировать каждую операцию.
Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях.
Игра для детей – путь познания и, наконец, это приобщение к жизни, даже, если хотите, начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные. Но разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость!