Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.
Произошли изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие современного общества носит динамический характер. Ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Большое значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей.
В основу воспитательной работы со старшими дошкольниками, в первую очередь, составляет развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи. Современные дети с раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами, компьютерами, интернетом и т. д. Безусловно, они становятся эрудированными и развитыми не по годам. Но вследствие того, что ребенок, только смотрит и не разговаривает, у него развивается примитив-ность и бедность речи, у такого ребенка страдает умственное и психическое развитие, и, конечно же, перестает развиваться образно-логическое мышление. Такие воспитанники не проявляют познавательной активности на организованной образовательной деятельности, постоянно отвлекаются. Все это замедляет образовательный процесс.
Данная ситуация поставила перед нами задачу поиска эффективных форм и методов работы, для улучшения образовательной ситуации. По мнению многих авторов, такой формой работы может быть - кинезиология.
Применение метода кинезиологической коррекции по-зволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, про-странственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность-На что оказывают влияние кинезиологические упражнения?
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок, в таком состоянии, плохо воспринимает информацию на слух или глазами. Кинезиологические упражнения проводятся с целью создания новой нейронной сети, улучшения межпо-лушарного взаимодействия через физические упражнения.
В нашем детском саду, мы применяем все виды кинезиологических упражнений, начиная с первой младшей группы. Постоянно применяя данные упражнения, мы видим положительную динамику по всем образовательным областям в каждой возрастной группе. Кинезеологические упражнения мы включаем во все режимные моменты: в организационных моментах на занятиях, при разминках, на утренней зарядке, в играх малой подвижности, на физкультурных минутках. Большинство применяемых кинезиологических упражнений, мы сопровождаем стихами, речевками, что в свою очередь сказывается на активизации речевых процессов и активизации и развитии психических процессов. Кинезеологические упражнения необычны и поэтому дети выполняют их с большим удовольствием и с хорошим настроением, что создаёт у них положительный эмоциональный настрой, что не маловажно в нашей работе.
В своей работе мы используем такие виды кинезиологических упражнений как:
-Дыхательные упражнения выполняются для развития речевого дыхания и улучшения ритмики организма и развития самоконтроля и произвольности.
-Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию всего детского организма.
-Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные,
-Упражнения для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания.
-Кинезиологический массаж на биологические активные точки. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
-Упражнения на релаксацию способствуют расслабле-нию, снятию напряжения.
В группе мы создали картотеки пальчиковых игр, физ-культминуток, хороводные и малоподвижные игры. Также в нашей группе создана кинезеологическая зона с разнообразным материалом для развития мелкой моторики. Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Эти упражнения мы выполняем ежедневно, по 10-15 минут, от простого к сложному. Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные каче-ства, позволяют активизировать познавательны интересы. Список литературы:
1. Н. В. Любимова. Кинезиология, или природная мудрость тела - СПб: Невский проспект. - 2005. 2. Шереметева Г. Б. Кинезиология. Целебное прикосновение – М. : Амрита- Русь, 2009 3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2008. 4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989