Приложение МААМ

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Виктория Бондарева
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В нашей стране огромное место занимает воспитание детей в яслях и детских садах. Общественное воспитание выполняет не только социальные функции, позволяющие большому количеству матерей принимать участие в производственных процессах, но также играет важную роль в общем гармоническом развитии психики и в его подготовке к школе.

У нас в стране детские сады посещает 75% детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Особенно важно посещать детский сад детям пяти лет, которые могут за год хорошо подготовиться к школе.

Ребенок в дошкольном возрасте необыкновенно впечатлителен и способен.

Темочки:

Способности эти или распределяются равномерно, или можно заметить склонность к какой-либо одной отрасли.

Замечено, например, что в этом возрасте легко научить ребенка иностранному языку, его интересует многое, он открывает для себя окружающий мир.

Недостаточное внимание к развитию способностей ребенка может сказаться отрицательно на его дальнейшем обучении.

Необходимо так же принять во внимание факты физического и нейрофизиологического развития ребенка.

Известно, что к седьмому году жизни мозг ребенка достигает 83% веса мозга взрослого человека.

В результате обучения достигается изменение поведение человека в соответствии с полученным опытом.

Полученные сведения дополняют знания человека, изменяют его реакцию на разные события.

Поведение становится более целенаправленным, мотивы поступков, идеалы – более ярко выраженными.

Жизненная среда, в которой растет и развивается ребенок, сама по себе также является источником получения новых сведений.

Современная наука много внимания уделяет вопросу о том, какой должна быть среда, окружающая ребенка.

Самые последние исследования обращают внимание на следующий факт: успешное развитие способностей ребенка не зависит от внешних причин, т. е. от того, что является ли окружающая ребенка среда благоприятной для обучения.

Воздействие на способности ребенка должно иметь совершенно конкретный характер, обучение нужно проводить по программе, целенаправленно, сознательно.

Мнения психологов и педагогов о возможностях и эффективности запланированного обучения в дошкольном возрасте не едины.

Одни считают, что не все резервы, физические и психические, используются полостью. Другие указывают: возможности детей в этом возрасте все-таки ограничены, не следует перезагружать их психику обучением.

Третьи дополняют, что все дело в подаче материала, когда и каким образом педагог преподносит необходимую информацию, чтобы она была и понятна, и не перегружала бы ребенка.

Большое внимание следует уделять методам обучения.

Разумный, реальный метод обучения в детских садах – это опыт, где принимают во внимание и цели и методы обучения, не игнорируя возраст и возможности детей.

В настоящее время прогрессивные концепции дошкольного воспитания включают в свои программы все чаще и чаще обучение как естественную часть воспитательного процесса. Здесь следует иметь в виду не только дошкольное воспитание, но и дошкольное целенаправленное обучение.

Сейчас стоит вопрос не о том, обучать или не обучать детей в детских садах.

Какими методами пользоваться при этом – вот в чем суть вопроса.

Здесь еще много неясного.

И можно надеяться, что в эту работу включается психологи, которые помогут объяснить конкретно обучение как процесс активизации умственной деятельности, а также средство развития умственных способностей.

Существуют различные мнения о том, какой дорогой должно идти обучение маленького ребенка и применять ли при этом метод индукции и дедукции.

Основы обучения успешно усваиваются тогда, когда умственная деятельность ребенка достаточно развита.

Вопрос не в том, конкретный или отвлеченный материал преподносится ребенку, а в том, как подготовлен ум ребенка к восприятию, т. е. как произойдет у него процесс познанию и мышления.

Прежде всего перед началом обучение следует развивать психические функции ребенка, которые являются основой познания, понимания, решение проблем.

Однако процесс обучения в дошкольном возрасте не может ограничиваться только развитием основ познания.

Такое же внимание должно уделяться развитию речи, памяти.

В школе это будет иметь огромное значение.

Успешное обучение детей дошкольного возраста зависит от индивидуального подхода к каждому ребенку.

Известно, что среда, особенно домашняя, имеет значение для развития интеллекта ребенка.

И те, кто минует эти возможности, должны быть взяты под особую опеку в детском саду. Для них должны быть организованы особые формы подготовки к школе.

Опыт показывает, что в психике детей есть большие резервы, которые не всегда правильно используются.

Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей.

Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый – мама, врач и т. д.).

В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых.

Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности.

Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте:

1)Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый, как яблоко).

2) Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти.

У младших дошкольников память непроизвольна.

Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания.

Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.

Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически.

Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий – подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.

Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи.

Верные ответы от них можно получить при определенных условиях.

Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу.

Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их.

Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью.

К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.

Интенсивно растет словарный состав речи.

Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Ребенок 3–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно.

Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Таким образом, развитие интеллектуальных способностей зависит от различных факторов, но, прежде всего, от психологических явлений, проявляющихся в силу возраста дошкольников на разных этапах детства.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры на развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры математического характера, которые способны разбудить детскую познавательную активность. Ведь.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2025 в 10:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Бондарева (УИ 3161995) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД