Лариса Александровна Гусева
Развитие интегративных качеств личности в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Принятые 23.11.2009 г. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ) выделяют ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей, направленный на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья, через формирование интереса ценностного отношения к своему здоровью.
Публикация «Развитие интегративных качеств личности в процессе формирования основ здорового образа жизни у детей» размещена в разделах
Слайд № 2. Интеграция представляет собой некую форму взаимопроникновения различных видов детской деятельности. Так как здоровье-это всё же интегративный показатель, то и необходимо интегративно подходить к формированию основ ЗОЖ.
В чём особенность развития интегративных качеств личности ребёнка в процессе формирования основ ЗОЖ в соответствии с ФГТ в дошкольном учреждении. Слайд № 3. Особенность же заключается в том, что при проведении с дошкольниками совместной деятельности по физической культуре её необходимо интегрировать с другими образовательными областями : «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые в совокупности ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.
Предлагаю рассмотреть более подробно, как в процессе образовательной деятельности по физическому развитию, я решаю задачи интеграции вышеперечисленных образовательных областей с областью «Физическая культура».
Слайд № 4. «Физическая культура» и «Здоровье».
«Физическая культура» и «Здоровье»- две области, которые наиболее взаимосвязаны между собой.
И здесь ФГТ указывают нам на использование специальных мероприятий, которые помогают решить оздоровительные задачи. Эти мероприятия находят своё отражения в специальных формах «здоровьесберегающих технологиях». К ним относятся: массаж БАТ, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, упражнения для мышц спины и стопы, релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, пальчиковая гимнастика, ходьба по дорожке здоровья. Целью таких форм оздоровительных мероприятий является повышение функциональных возможностей организма и формирование привычки осознанного отношения к своему здоровью. Различные формы оздоровительных мероприятий выполняются детьми после вводной части НОД по физкультуре, в процессе выполнения основных видов движений, когда это необходимо и в заключительной части.
Слайд № 5. Ещё одним немаловажным фактором формирующим основы здорового образа жизни является интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Безопасность» через :
-формирование представлений о здоровом образе жизни, о полезных и вредных для здоровья привычках
-приобщение к правилам безопасного поведения в природе и окружающем мире (сюжеты сказок и произведений «Гуси-Лебеди», «Ох и Ах идут в поход», «Огонь наш друг и враг» и т. д.)
-передачу знаний о правилах дорожного движения (подвижные игры «Едет весело машина», «Светофор»,спортивные мероприятия «Уважайте светофор» и т. п.);
-объяснение правил в подвижной или спортивной игре, безопасное размещение занимающихся и спортивного инвентаря с целью предупреждения травматизма.
Слайд № 6. Задачи образовательной области «Социализация» в интеграции с образовательной областью «Физическая культура» решаются путём создания в процессе образовательной деятельности по физическому развитию ситуаций :
-морального выбора;
-проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки,
-с постепенным усложнением правил
Ребёнок входит в современный мир через систему социальных отношений. Основным средством социализации дошкольников является игра. В своей практике кроме подвижных игр, я достаточно часто использую кубанские народные подвижные игры. Как часть традиционной культуры народные игры занимают значимое место в социализации ребенка. Такие игры, как «Где купался Иванушка», «Хлибчик», «Пень», «Заря, зарница», «Иголка, нитка, узелок», «Веретено» и многие другие способствуют развитию речи, внимательности, чувства «локтя товарища»; учат общению со сверстниками, ладить с людьми, считаться с мнением других, видеть себя со стороны. Это своего рода школа социализации ребенка.
Слайд № 7.«Физическая культура» и «Труд». Главная идея этой интеграции- формирование положительного отношения к труду через:
-участие детей в подготовке физкультурного инвентаря к предстоящей деятельности и формирование навыка бережного, аккуратного обращения с ним, умения раздавать и собирать, устанавливать, перемещать, класть в отведенное место. Дети осваивают правила хранения оборудования и ухода за отдельными пособиями из разных материалов.
-привлечение детей к помощи в построении различных конструкций для упражнений и игр;
-формирование и закрепление представлений о труде взрослых с помощью игр и бесед.
Слайд №8. Интеграция «Физическая культура» и «Познание» проходит через следующие формы :
-активизация мышление детей (через самостоятельный выбор игры, пересчёт оборудования и т. д);
-организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве «Шишки, жёлуди, каштаны» и использование подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем, имитация движений животных, труда взрослых («Самолёты», «У медведя во бору», «Кем мы будем мы не скажем, а вот действия покажем» и т. д.);
-построение конструкций для подвижных игр и упражнений (помощь детей в построении полосы препятствий, дорожки здоровья и пр.)
-в процессе непосредственной образовательной деятельности по физкультуре мы с детьми обсуждаем иллюстрации и произведения о спорте и здоровом образе жизни, участвуем в мероприятиях с приглашением спортсменов города «Олимпийские игры»;
В процессе упражнений с предметами дети узнают их свойства: цвет, форму, массу, качества материала, особенности движения в пространстве и взаимодействия, запоминают направление движения.
Все перечисленные формы проводимых мероприятий безусловно обеспечивают дошкольникам целостную картину восприятия мира и является главной целью познания.
Слайд №9. «Физическая культура» и «Коммуникация».
Общение ребёнка со сверстниками и взрослыми – это необходимый компонент каждого вида детской деятельности. И моя задача состоит в стимулировании речевой активности дошкольников через:
-формы свободного общения с взрослыми и детьми;
-через поощрение дошкольников к проговариванию слов во время выполнения «минуток здоровья», с целью развития компонентов устной речи. Через проговаривание правил знакомых игр. А в конце образовательной деятельности мы с ребятами обобщаем и обсуждаем в форме вопросов и ответов, полученные знания. Благодаря этим у другим заданиям у воспитанников развивается мышление,расширяется и активизируется словарный запас. Таким образом использованные мной приёмы превращают образовательный процесс в увлекательную игру и вместе с тем оказывают положительное воздействие на формирование коммуникативных качеств личности ребёнка.
Слайд № 10. В интеграции с «Физической культурой» образовательная область «Чтение художественной литературы» в моей работе находит своё применение в:
-Играх и упражнениях под тексты стихотворений (ОРУ с детьми младшего возраста «Как у мишки в гостях»,упражнения с прыжками «Мой весёлый звонкий мяч»,использование считалок «Как-то вечером на грядке» и др., выполнение упражнений в ходьбе «Кто как ходит» и т. п.)
-Физкультуре по сюжету сказки «МОЙДОДЫР», «Снежная королева», «Снегурочка», «Ох и Ах идут в поход» и т. д.
-Физкультурных досугах «Маша-растеряша», «В гостях у сказки» (отгадывание загадок, по сказкам).
Помимо задач образовательной области «Художественная литература» одновременно решаются задачи и таких образовательных областей, как «Здоровье», «Познание»,«Коммуникация», «Социализация» и «Музыка», что является примером интеграции не одной, а нескольких образовательных областей.
Слайд № 11. «Физическая культура» и «Художественное творчество».
При организации учебного процесса большое значение имеет эстетическая сторона, окружающих детей предметов и явлений. К примеру, внешний вид детей и воспитателя выполняет двоякую функцию. Спортивная форма необходима из соображений санитарно-гигиенических правил, а также правилами обеспечения безопасности и воспитывает у детей, к тому же вкус к эстетической стороне внешнего вида. При проведении тематических мероприятий «Наша армия сильна», «Зимушка-зима», «Осеннее путешествие» и другие я оформляю спортивный зал, рисунками ребят на соответствующую тему, что одновременно ведёт к повышению их работоспособности и самооценки.
Слайд № 12. «Физическая культура» и «Музыка».
Особенно привлекательной для дошкольника является музыка, учитывая это - в своей работе с детьми, я стараюсь грамотно подбирать и использовать музыкальные произведения для достижения общей цели охраны здоровья детей и формирования основ культуры здоровья, а также развития интегративных качеств личности ребёнка. Музыка мной используется при выполнении танцевальных разминок, во время хороводных игр, игр-эстафет и при проведении «Минуток здоровья». Использование музыки во время игр соревновательного характера, поднимает эмоциональный настрой детей и вместе с тем повышает интерес к физкультуре и спорту, а значит и к здоровому образу жизни. В своей практике я использую такие музыкальные разминки как «Гномик», «Богатырская сила», «Детский сад», «Молодёжь Кубани», «Солнышко родное», «Коротышки», «Пять зелёных лягушат», «Большая стирка» ,«Белые снежинки» и другие.
Слайд № 13. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями и воспитателями. Проводимые мной мероприятия призваны нацелить родителей и педагогов на совместную работу по созданию благоприятных условий для формирования здоровья и гармонического физического развития ребенка, через решение такой задачи, как повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах оздоровления детей и развития двигательных навыков и физических качеств
В своей работе с родителями и педагогами я использую такие мероприятия как: консультирование по вопросам профилактических и закаливающих мероприятий и по вопросам касающихся безопасности детей в окружающей среде, практикумы, в процессе которых родители и воспитатели являются непосредственными участниками игровых упражнений и игр. Мастер-классы «Школа мяча», «Вместе с мамой»,интеллектуально-познавательные игры, участие в родительских собраниях с целью ознакомления родителей с направлениями своей работы.
Очень важно, что во время совместной деятельности по формированию основ здорового образа жизни ребёнок-дошкольник активный, с интересом выполняет физические упражнения и радуется своим успехам. А значит, у него есть стремление познавать окружающий мир, а я способствую этому через развитие таких качеств личности, как активность, доброжелательность, любознательность. Развитие физических качеств у ребёнка проходит гармонично. Он ловок, быстр и вынослив. Необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка является посещение дошкольного учреждения, в котором созданы все условия для воспитания сильной и волевой личности.
Слайд № 14 «Спасибо за внимание!»