Маркосян Лусине Андраниковна
Проект по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : краткосрочный.
Цель: создание условий для формирования у дошкольников игровых умений посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
Выявить уровень развития игровой деятельности у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Создавать игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.
Повысить уровень игровых умений у детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Публикация «Проект по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблематика/актуальность. Игра – это осмысленная деятельность ребенка. Для детей дошкольного возраста она является основной ведущей деятельностью, оказывающей определяющее влияние на развитие личности ребенка в этот период жизни. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия.
Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из жизни детей. Жёсткое регламентирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры.
Актуальность данной темы продиктована тем, что сюжетно-ролевая игра является очень важным этапом в гармоничном развитии ребенка. Именно в свободной игре, единственной доступной ребенку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. В игре дети приобретают определенный опыт, жизненные навыки, учатся общаться с окружающим миром, учатся вставать на место другого человека. Если ребенок минует игру, то остальные стадии развития он не сможет пройти в полном объеме. Все они базируются на игре. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, используемые в дошкольном воспитании далеко не в полной мере.
Формирование игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача педагогической работы в ДОО. Приоритет дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Многие педагоги и психологи, исследовавшие игровую деятельность дошкольников, отмечали, что для возникновения и усложнения игровой деятельности ребенка наиболее существенное значение имеет руководство со стороны воспитателей.
Целевая группа (участники проекта) :
Дети, родители и педагоги.
Предполагаемые результаты:
Дети самостоятельно или с помощью взрослого (в зависимости от уровня развития игровой деятельности) выбирают сюжет игры, распределяют роли, выполняют игровые действия с предметами – заместителями.
Родители знают психологические особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста, имеют представление об организации сюжетно-ролевой игры с использованием предметов-заместителей, поощряют инициативу ребенка в выборе предмета-заместителя, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх детей, беря на себя необходимую роль.
Педагоги обладают необходимой компетентностью для организации сюжетно-ролевой игры в группах младшего и среднего дошкольного возраста : умением прогнозировать, проектировать и организовывать игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей, поддерживают инициативу детей в развертывании игрового сюжета, побуждают детей использовать предметы-заместители в игровой деятельности.
«Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых:
«создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства…»
Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.
Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.
Дорожная карта проекта.
В ходе реализации проекта была изучена психолого-педагогическая литература по теме проекта;
исследована нормативно-правовая база по проблематике игровой деятельности дошкольников;
проведено анкетирование на выявление особенностей игровой деятельности воспитанников в домашних условиях;
разработана и предложена вниманию коллег консультация о роли игры в развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста;
разработана и предложена вниманию родителей «Поможем ребёнку научиться играть».