Виктория Шмелькова
Проект «Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие графомоторных навыков
у детей 6-7 лет»
Автор: Шмелькова В. В, Н. Новгород
ДОУ школы им С. В. Михалкова
Актуальность. Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки обучению в школе. Недостаточное развитие графомоторных навыков в дошкольном возрасте может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. В дошкольном возрасте важна работа по подготовке руки к письму, развитие умения ориентироваться на листе бумаги.
Публикация «Проект „Развитие графомоторных навыков у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Многие ученые считают, что сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы в дошкольном возрасте.
Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т. е. развития графомоторных навыков.
Диагностика: В целях выявления актуальности данной темы была проведена диагностика уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 15 детей :
1) у 13 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;
2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук :
- 3 детей – испытывали трудности при выполнении заданий,
- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 4 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;
3) при диагностировании определения графического навыка :
- 3 детей – испытывали трудности,
- 8 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 4 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.
Таким образом, мы можем отметить, у детей недостаточно развиты графомоторные навыки.
На основе вышеизложенного нами сформирована цель проекта :
- развивать у детей графомоторные навыки направленные на развитие умения производить точные движения руки в игровой форме.
Задачи:
Развивающие :
- развивать у детей умение правильно держать карандаш, ручку;
- развивать у детей умение использовать в деятельности самомассаж, игры, упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
- развивать у детей мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятия, фантазию;
- развивать у детей пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Формирующие:
- формировать у детей зрительно-моторную координацию;
- формировать у детей активную речь, пополнять словарный запас новыми понятиями;
- формирование у детей навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей стремление добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Практическая значимость проекта :
1. Развивается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
2. Совместная творческая деятельность с родителями поможет в развитии способностей ребенка, в формировании его ценных жизненных ориентаций.
2. Систематизированный информационно-методический материал по развитию графомоторных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления пополнит методическую копилку ДОУ.
Этапы реализации проекта :
1этап – подготовительный, диагностический (сентябрь 2022 г.);
2 этап – практический (октябрь-апрель 2022-23 г. г.);
3 этап – обобщающий, диагностический (май 2023 г.).
Методы и приемы:
Наглядные (показ, наблюдение, образец, практические (игровые упражнения, словесные (объяснение, собеседование, описание, инструкции, команды и распоряжения при выполнении графических диктантов).
Взаимодействие с педагогами: раскрывает интеграцию содержания всех образовательных областей и форм работы с детьми в Программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (см. ниже).
Образовательные
области Формы
1. «Физическая» - физминутки; подвижные и пальчиковые игры;
- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. «Социально-коммуникативная» - дидактические игры.
3. «Художественно-эстетическая» - рисование (цветными и простыми карандашами, восковыми мелками, фломастерами, перьевыми ручками);
- лепка;
- аппликация;
- выставка детских рисунков и поделок;
- раскраски;
- штриховки;
4. «Познавательная» - конструирование из бумаги и бросового материала; газетных трубочек;
- конструирование из лего, из палочек Кюизенера, из счетных палочек, из магнитной мозаики;
5. «Речевая» - беседы с детьми,
- пальчиковые игры
План мероприятий по развитию проекта – см. Приложение № 3.
Продолжительность проекта : 1 год.
Тип проекта : групповой, познавательно-продуктивный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, инструктор по физ-ре, психолог; родители.
По окончании проекта ожидаются следующие результаты:
- пополнение в группе предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;
- изготовление детско-родительских работ к конкурсам, выставкам;
- организация выставок детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);
- выполнение детьми различных видов штриховок, графических диктантов.
Основные направления деятельности:
НОД:
1) Развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок).
2) Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
3) Конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала).
В повседневной жизни:
1) Физические упражнения и игры; физкультминутки; пальчиковые игры.
2) Дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д.); компьютерные игры;
3) Графическая моторика : раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;
4) Массаж пальцев рук, гимнастика для рук.
5) Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив, посев и сбор семян; перебирание зерен.
6) Ремонт книг.
7) Изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр.
8) Нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание узелков; сортировка мелких предметов.
9) Одевание-раздевание кукол.
Работа с родителями:
1) Папки-передвижки: «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет».
2) Индивидуальные консультации по развитию графомоторных умений у детей.
3) Оформление уголка, пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений».
4) Родительское собрание по теме: «Развитие графомоторных умений и навыков – эффективный способ подготовки дошкольника к письму».
5) Изготовление детско-родительских поделок к конкурсам.
6) Выставки детско-родительских работ.
Ресурсное обеспечение проекта :
- цветные карандаши, пастель, угольные карандаши, фломастеры, различные кисти, перьевые ручки, тушь разных цветов, восковые мелки, ножницы, клей, цветная бумага, картон; ластики.
- природный и бросовый материалы; молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры, цветные клубки нитей для перематывания; различные емкости, пузырьки, коробочки.
-мячики для тренировки мускулатуры кисти;
-наборы мелких игрушек и предметов с разными поверхностями;
-дощечки со слоем пластилина – на них можно выкладывать узоры из ракушек, камешков, бусин, крупы;
-счетные палочки для выкладывания узоров;
-проволочки для создания узоров и фигурок;
- конструкторы, дидактические и настольные игры;
- раскраски, трафареты;
- инструменты для ухода за растениями;
Литература:
1) Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. - Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2003. – 120 с.
2) Безруких М. М., - Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 256 с. : ил.
3) Безруких М. М., Ефимова С. П. - Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, – Тула: Арктоус, 1997.- 88с. : ил. – (Библиотека «Поможем детям учиться»).
4) Воробьева Т. А., Грузенко Т. В., - 50 уроков подготовки руки к письму – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008, - 80 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
5) Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. - Развиваем графические навыки. - Мой помощник – карандаш. - АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
6) Гаврина С. Ю. - Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 180 с.
7) Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.
8) Голубь В. Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : ВАКО, 2008. – 144 с.
9) Крупенчук О. И. - Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. СПб: Издательский дом “Литера”, 2006.
10) Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: - Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
11) Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. - Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. : ил.
Заключение
Реализовав проект, была проведен повторная диагностика уровня развития графомоторных навыков (Приложение № 1, 2). Диагностика показала, что из 15 детей :
1) у 13 детей ведущая рука – правая, а у 2 – левая;
2) при диагностировании уровня развития мелкой моторики рук :
- 3 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 12 детей - качественно и без ошибок выполняли задание;
3) при диагностировании определения графического навыка :
- 2 детей - при выполнении заданий допускали неточности и погрешности;
- 13 детей - качественно и без ошибок выполняли задание.
Таким образом, можем отметить эффективность проекта.
Проведенный проект позволил подтвердить эффективность данного проекта.
Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Таким образом, в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов ДОУ:
- в группе пополнилась предметно-развивающая среда по теме «Развитие графомоторных умений»;
- детьми (совместно с родителями) изготовлены работы к конкурсам, выставкам;
- проведены выставки детских рисунков, аппликаций, поделок (из бумаги, бросового и природного материала, пластилина);
- значительно повысился уровень развития графомоторных навыков.
Проектный метод сделал детей, их родителей, воспитателей активными участниками образовательного процесса; развил познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.
Приложение № 1
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у детей 6-7 лет проводится по следующим критериям:
1. Определение ведущей руки. (Применялась методика М. Озьяс).
Детям предлагается ряд упражнений:
- 1) «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- 2) «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
2. Определение уровня развития мелкой моторики рук.
(Использовались методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).
Детям предлагаются следующие упражнения:
1. «Обводим кисти рук».
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.
В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).
Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
2. «Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.
3. Определение развития графического навыка.
(По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).
Для обследования графического навыка следует использовать:
1) графический диктант;
2) рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
3) рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
4) выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
Определение уровня владения графомоторными навыками :
При оценивании результатов используется таблица (см. Приложение № 2, где высокий уровень получают дети, которые качественно и без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще.
Приложение № 2
Фамилия, имя
ребенка
Критерии
1. Определение ведущей руки 2. Определение уровня развития
мелкой моторики рук 3. Определение развития графического навыка
1 2 итог
1 2 1 2 3 4
итог
п л п л итог
Приложение № 3
План мероприятий по развитию проекта
Этапы проекта, мероприятие Дата
I этап - подготовительный (разработка проекта).
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- сбор информации, литературы, дополнительного материала (раскраски, штриховки и т. д.);
- пополнение предметно-развивающей среды по теме «Развитие графомоторных умений»;
- диагностика детей (Приложения № 1, 2);
- оформление папок-передвижек для родителей «Развитие графомоторных умений у детей старшего дошкольного возраста», «Игры для развития координации движений рук для детей 6-7 лет». с 02.09. – 30.09.2023 г.
II этап – основной.
Реализация комплексно-тематического плана.
Ежедневно:
- физминутки, подвижные игры, пальчиковые игры;
- дидактические, настольные игры (игры со шнурочками, счетными палочками; пазлы, мозаика, конструкторы, лего, шашки и т. д., компьютерные игры;
- графическая моторика : раскрашивание изображений, штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, букв и геометрических фигур; рисование по точкам, пунктирным линиям; стирание ластиком ненужных линий; дорисовывание второй половины рисунка; срисовывание геометрических фигур;
- массаж пальцев рук, гимнастика для рук;
- уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив, посев и сбор семян; перебирание зерен.
- ремонт книг;
- изготовление игрушек для сюжетно-ролевых игр;
- нанизывание бусин и колец на тесьму, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание шнурков, узелков; сортировка мелких предметов.
- одевание-раздевание кукол;
- раскрашивание иллюстраций;
- рассматривание плаката «Как сидеть при письме. Как правильно держать ручку»
- самостоятельное детское творчество;
НОД (см. комплексно-тематическое планирование для подготовительной к школе группы) :
- развитие речи (разучивание стихотворений, потешек, пословиц, поговорок);
- изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка,
- конструирование и ручной труд (из строительного материала, из бумаги, из природного и бросового материала, газетных трубочек).
III этап – заключительный
- организация выставок рисунков, аппликаций, поделок детей
- подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
- презентация проекта родителям, на итоговом педсовете. с 03.10. 2022 по 28.04.2023 г
с 01 .05 по 31.05.2023 г.