Анна Кузнецова
Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста и с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Очень важно поставить руку, подготовить её к работе.
Публикация «Развитие графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста и с ОВЗ» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В возрасте 6-7 лет для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам;
- штриховки с различными направлениями движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогают:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Важно сразу обучать ребёнка правильным приё мам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
В 6-7 лет ребё нок умеет выполнять следующие виды штриховки:
1. Прямые вертикальные (сверху вниз);
2. Горизонтальные (слева направо);
3. Наклонные;
4. «клубочками» (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
5. Полукругами (чешуя у рыбы, черепица у крыши);
6. Крупными петельками.
Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.
Регулярные занятия с ребёнком обеспечат правильное и красивое письмо.
Графомоторные упражнения для детей с ОВЗ направлены
на:
- совершенствование зрительного и слухового восприятия;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование плавности, ритмичности и точности движений;
- развитие мелкой моторики и воображения;
- совершенствование лексических и грамматических средств
языка и навыковсвязной речи.
Содержание, последовательность и объем материала
разрабатывается, модифицируется, усложняется или упрощается в
зависимости от уровня развития детей, степени их подготовленности
к восприятию данного материала.
Помните! Регулярные занятия родителей с ребёнком дома по развитию графомоторных навыков обеспечат правильное и красивое письмо в будущем.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В работе с детьми с ОВЗ используются следующие методы
работы:
Словесный (беседа, пояснение) - четкое изложение своего
запроса. Например, «соедини точки красным карандашом» или
«сделай штриховку, как на образце»
Практический (непосредственная работа) - раскрашивание
цветными карандашами, акварелью, нанесение пластилина,
салфеточный декупаж, оттиск трафаретом, аппликации природным
материалом, работа в технике обрыва, скатывания и т. д.
Чувственно-наглядный – это непосредственное
соприкосновение с фактурой природного и искусственного материала,
с краской, сравнение цветов с окружающими предметами и природой,
получение различных оттенков – все, что помогает развитию
восприятия.