Юлия Валерьевна Артюхова
Развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотность, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (функциональная грамотность). Современная энциклопедия. 2000.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Публикация «Развитие функциональной грамотности на уроках окружающего мира» размещена в разделах
- Окружающий мир
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе, для решения повседневных задач. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Стоит отметить, что традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями.
Отсюда с неизбежностью следует, что ключевым моментом в переходе к компетентностному подходу в образовании станет решение проблемы формирования у школьников общеучебных умений. А это означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания – к школе мышления, действия и развития способностей.
Сегодня, очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют проекты государственных стандартов.
Поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т. е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту и когнитивным особенностям детей. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, то есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребёнка узнавать, потому что знания будут сразу применены в жизни.
Использовать возможности материала, изучаемого в рамках традиционной образовательной программы по предмету окружающий мир, для формирования ключевых компетентностей учащихся позволяют практико-ориентированные задания.
В основе отбора содержания таких заданий лежат следующие принципы:
1. Опора на опыт практической деятельности (наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, диаграммами, оценка собственной деятельности).
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практико-ориентированные задания можно разбить на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.
• Воспроизводить по памяти, узнавать.
Пример 1. Соедини линиями понятия.
Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.
Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.
• Определять
Пример 1. Запиши показания термометров.
Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.
Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
• Приводить примеры
Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?
Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?
Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.
• Описывать
Пример 1. Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.
Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью
Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника
• Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур
Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.
Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок? Что можно ими измерить?
Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?
Пример практико-ориентированного задания, разработанного Лабораторией модернизации образовательных ресурсов (Самара).
В старину люди использовали пальцы, руки, ноги как образцы для создания первых мер длины. Сколько сантиметров содержит локоть и пядь?
Внимательно прочитайте текст, рассмотрите рисунки.
Измерьте предметы, находящиеся в классной комнате, в локтях и пядях.
Справочная информация
Одной из древнейших мер длины, которой пользовались во многих странах мира, считается локоть - расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (рис. 1). Ладонь и пальцы использовали в качестве измерительного инструмента еще древние египтяне. Позже на Руси широко использовали пядь - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев руки.
В качестве инструментария проверки предлагается использовать ключ как эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Ключ
Пядь = 19 см.
Локоть = 46 см.
Это задание интересно с нескольких точек зрения.
Во-первых, создает мотивационное поле, погружая учащегося в контекст задания. Во-вторых, углубляются представления учеников о способах измерения (оказывается, измерять можно не только по линейке)
Задание позволяет развивать навыки работы с информацией различного типа (вербальной, графической, закладывает основы для дальнейшей экспериментальной работы.
Блок 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
• Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
• Использовать модели
• Связывать, соотносить
• Интерпретировать информацию
• Находить решения
• Объяснять
Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями с целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий. Формулировка подобных заданий в учебнике и рабочей тетради не способствует формированию мотивации учащегося на выполнение задания, соотнесению этих заданий с реальными объектами действительности. (Например, учащимся предлагается составить пищевую цепь, сравнить почвы степи и тундры). Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т. п). Таким образом, общая структура практико-ориентированных заданий выглядит следующим образом:
• Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
• Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
• Источник информации - содержит информацию (текстовая, графическая и т. д, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
• Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе» может выглядеть следующим образом:
В журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки.
Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю, но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем! Саша М., 10 лет
Стимул создается посредством погружения учащихся в хорошо знакомую ситуацию. Задачная формулировка («Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки») определяет и конкретизирует деятельность обучающегося. Предлагаемые источники информации (статья из детской энциклопедии «Все обо всем», статья из Толкового словаря С. И. Ожегова «Памятка») являются оригинальными, позволяют формировать у обучающихся умение работать с информацией различного типа, выделять первичную и вторичную информацию. Инструментом проверки является модельный ответ. Модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
Пример модельного ответа
Информационная компетентность Коммуникативная компетентность
(написание памятки)
Памятка для Саши
1. Не буди хомяка днем, иначе он может укусить.
2. Не корми хомяка шоколадом и цитрусовыми.
3. Корми хомяка злаковыми, фруктами, используй специальный корм.
4. Не купай хомяка.
5. Поставь для любимца купалку с песком.
6. Не держи несколько хомяков в одной клетке, если не планируешь их разводить
7. Выпиши или возьми в библиотеке газету «Наши любимцы»
(Заголовок может быть сформулирован иначе при сохранении общего смысла. Пункты памятки могут быть приведены в любой последовательности) 1. Документу дан заголовок – 4 балла.
2. Рекомендации представлены по пунктам – 3 балла.
Компетентность разрешения проблем
(Элемент: идентификация проблемы)
Если не оказать помощи, то, что случиться?
Насколько сильно ожидаема эта ситуация?
1. Неправильный уход может (не может в случае, если) привести к гибели животного.
2. Не знает, что; не умеет правильно, не понимает разницы….
3. Требуется практическая помощь в изменении поведения при уходе за другом.
1. Верно дан совет по уходу за Сашиным хомячком - 1 балл (за каждый совет)
2. Дан неверный совет (- 1 балл)
3. Дан верный совет, но он не имеет отношения к питомцу мальчика (- 0,5 баллов)
Максимальный балл -8 4. Выделение рассогласования - 1 балл.
5. Выделение признаков проблемы -до 3 баллов.
6. Определение цели 1 балл.
Итого – 20 баллов
В основе задания – работа с первичной информацией, когда учащийся проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию на основании 3-х источников (письмо, энциклопедическая статья, словарная статья, систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (памятка).
Рефлексия, которой заканчивается работа над заданием, позволяет выявить не только затруднения учащихся, но и обратить их внимание на способ деятельности.
Приведем примеры аналогичных практико-ориентированных заданий, направленных на применение знаний в опыте деятельности.
Пример 1. Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами.
Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку».
Пример 2. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама?
Источники информации - картинный ряд «Один дома», памятка из учебника «Как составить записку»
Блок 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.
1. Формулировать вопрос.
2. Планировать исследование.
3. Делать выводы на основе полученных данных.
4. Приводить доказательства и аргументы.
5. Решать нестандартные задачи.
При составлении заданий, развивающих эти умения, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Задания в учебнике Компетентностно-ориентированные задания
1. Прочтите текст. Ответьте на вопросы учебника. Пример 1
1. Стимул: Вы выслушали сообщение ученика на конференции.
2. Задачная формулировка:
Подготовьтесь задать разные вопросы по данной теме
3. Источник информации: текст выступления (сообщение ученика)
2. Составьте пищевую цепь по картинке Пример 2.
1. Стимул: В Китае основным продуктом питания является рис. Китайцы заметили, что воробьи, поедающие рис, наносят вред сельскому хозяйству. За несколько лет были истреблены все птицы. Но урожай риса не увеличился, а уменьшился.
2. Задачная формулировка: Почему урожай риса не увеличился?
Пример 3.
1. Стимул: Было замечено, что вороны одни съедобные грибы отбрасывают клювом в сторону, а другие едят.
2. Объясните это явление. Какую информацию вы будете использовать?
3. Какая температура воздуха в горах? Пример 4
1. Стимул: Знаете ли вы легенду об Икаре? О мальчике, который сделал себе крылья и поднялся к солнцу. Но солнце растопило воск, которым Икар скрепил крылья. И Икар упал в море.
2. Задачная формулировка: Могло ли это случиться в действительности, если предположить, что Икар, действительно, мог долететь до солнца?
4. Как вести себя во время грозы? Пример 5.
1. Стимул: Во время грозы удар молнии чаще всех других животных (собаки, кошки, лошади, козы) поражает корову.
2. Задачная формулировка: Объясните это явление. Составьте памятку «Как вести себя во время грозы»
5. Как решаются экологические проблемы на нашей планете? Пример 6.
1. Стимул: По окончанию учебного года было предложено запустить в небо гелевые шары, некоторые родители и дети не поддержали эту идею.
2. Задачная формулировка: Объясните чем они руководствовались.
Подумай, что ещё может сделать обычный человек для охраны окружающей среды.
Механизм «встраивания» компетентностно-ориентированного задания в занятие может быть различным. Выбор механизма зависит от цели, которую преследует учитель, целей урока, целей ребенка, этапа урока.
Приведем возможные способы организации работы с изучаемым материалом:
• Трансформация материала под определенную коммуникативную задачу (постановка вопросов, написание памятки, составление отчета о проведенном эксперименте, графика наблюдения и т. п.).
• Самостоятельное изучение нового материала без предварительного объяснения учителя (определение цели планирование последовательности изучения, постановка задач, отбор инструментария и т. п).
• Учащиеся дополняют информацию, полученную из учебника или представленную учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников (соотнесение информации, проверка достоверности информации).
• Работа с материалом, содержащим противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающим различное толкование.
Способы организации обратной связи
1. Лист обратной связи, составленный на основе модельного ответа, где ученик помечает, что легко, что сложно, с чем может справиться без помощи учителя.
2. Рефлексивный лист.
Пример рефлексивного листа.
1. С какими трудностями вы встретились при выполнении работы? (указываются возможные затруднения в соответствии с аналитической шкалой)
2. Как вы думаете, почему вам было легко /трудно справиться с заданием?
3. Распишите порядок ваших действий при решении проблемы.
4. С какой задачей вы сегодня справились?
5. За что вы бы поставили себе высокую отметку?
6. Что бы вы посоветовали себе, если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз
7. Если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз, что бы
вы сделали по- другому?
Какую информацию вы бы включили в задание еще, что бы убрали?
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
2. Федеральный компонент государственного Стандарта. Начальная школа. М., Дрофа, 2008, С. 139-140
3. Краевский В. В., Хуторской А. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С. 3-10.
4. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М. : Сентябрь, 2001. – 240 с.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М. : ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.
6. Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М. : ИОСО РАО, 2002.
7. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов обучающихся, Самара, 2007, АНО Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Самара, 2007
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. — М. : ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
9. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58-64.
10. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
11. http://www.centeroko.ru, Основные результаты международного исследования качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS- 2007. Краткий отчет Москва, 2008.