Людмила Кононенко
Развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
В этих играх ребенок учится выделять звук и обозначать его место в слове (начало, середина, конец слова).
Например, на звук «с» слова:
стакан, собака, самовар, солома, соловей, миска, канистра, посадка, носок, мост, автобус, ананас, фикус, колос, фокус.
На звук» г»:
голос, гайка, гардина, голубь, магазин, коготь, рога, бегемот, дорога, берлога, пироги, сапоги.
Публикация «Развитие фонематического слуха» размещена в разделах
Слова для упражнения подбираются с учетом огрехов в произношении отдельных звуков, а также ребенок должен усвоить, что такое звук, и уметь его выделить.
«Ушки слышат, а ручки хлопают»
Взрослый предлагает ребенку несколько слов, в которых он узнает определенный звук. Как только он его слышит. Сразу хлопает в ладоши. Слова лучше проговаривать вначале медленно, постепенно переходя на нормальный темп произношения.
В каких словах ты слышишь звук «к»: воробей, кот, вагон, диван, канистра, кашалот, нога, мышка, рот, булка, каравай?
В каких словах ты слышишь звук «л»: лимон, машина, шоссе, малина, калач, кукла, багор, велосипед, пенал, кровать, стол?
«Чудесные превращения»
Взрослый называет слово, значение которого можно изменить, поменяв лишь один звук в нем. Например. «мишку» можно превратить в «миску», поменяв звук «ш» на с».
Крыша – крыса
Тачка – точка
Уши – ужи
Кожа – кора
Башня – пашня
Лиза – лиса
Удочка – уточка
Коза – коса
Том – дом
Лак – рак
Ложки – рожки
Мука – рука
Тень – день
Ров – лов и т. д.
«Путаница»
Кто – то поменял звуки в словах. Нужно исправить ошибки.
К нам в окно залетел Лук (жук)
У дедушки на груди Педаль (медаль)
На асфальт упала Лень (тень)
Из трубы идет Дом (дым)
В океане живет Кот (кит)
Мама ноСом режет хлеб (ножом)
Моряки зашли в Торт (порт)
На пальме растут Бараны (бананы) и т. д.
«Чей домик?»
Ночью темно в лесу. Трудно найти в темноте свой дом, вот звери и заблудились. Помоги каждому найти свой дом.
Сколько звуков в названии животного, столько клеточек в его доме.
Определи, какой звук «живет» в том или ином окошке.
Уж, сом, жук, ворона, лиса, крот, мышка.
Для отработки четкого и ясного произношения используются скороговорки. Вначале скороговорку надо прочитать медленно, потом громко и быстро. Можно еще тихо и быстро. Скороговорки учат выдерживать темп и ритм. Развивают речевое дыхание.
Скороговорки
Маша дала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.
Шишки на сосне, шашка на столе.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
У Ивашки – рубашка,
У рубашки – кормашки и т. д.