Александр Ильиных
Развитие двигательной активности и координации движений на уроках ритмики в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Танец - одна из физических активностей школьника, способствующих гармоническому развитию ребёнка, совершенствованию его физических и психических качеств. Ритмика как предмет позволяет реализовать потенциал танца и потенциал урока – дисциплинирующего и организующего процесса, что также важно для развития личности младшего школьника и его социализации.
Публикация «Развитие двигательной активности и координации движений на уроках ритмики в начальной школе» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Начальная школа. 1-4 классы
- Ритмика и ритмопластика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ритмика помогает использовать специфические средства воздействия свойственные танцу, способствующие общему развитию ребенка, коррекции и преодолению отклонений в психическом и физическом развитии. Согласно физиологическим принципам развития и формирования организма умственное и физическое развитие человека находятся в тесной взаимосвязи. Координированность, собранность, динамичность можно считать показателем формирования различных качеств личности ребенка.
Часто простые по технике выполнения упражнения становятся трудновыполнимыми для младших школьников. Это основано на ослаблении мышечного корсета, слабом развития конечностей, отсутствия координации движений, опыта физической активности.
По эффекту влияния занятия ритмикой можно отнести к музыкально-коррекционной деятельности. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Занятие ритмикой способствует развитию координации движений, способствует гибкости, пластичности, музыкальности, развивает осозанность своего тела, формирует желание управлять своим телом, стимулирует интерес и потребность в реализации двигательной активности. Участие в коллективном творческом процессе оказывает положительное влияние как на весь коллектив, так и на каждого ученика.
Материал занятий по ритмике должен распределяться по параллелям концентрически с учетом соматического и физического состояния учащихся, основываться на повторении изученного и включении его в программный материал по принципу наращивания. Программа должна предусматривать необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в обучении.
При организации занятий должны создаваться условия, дающие возможность каждому ребенку работать в доступном темпе и с соразмерной нагрузкой. Упражнения и танцевальные движения подбираются и компонуются педагогом по объему и степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
Структура занятий должна включает в себя три основные части:
Подготовительную: установка на эмоциональный и психологический настрой, разминка для всех групп мышц;
Основную: разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой;
Заключительную: заминка, восстановление сил организма детей после физической нагрузки. При обучении и развитии детей с глубокой умственной отсталостью невозможно ориентироваться на сформированность определенного набора умений и навыков, т. к. дети имеют ограниченную способность к восприятию и воспроизведению полученной информации.
По окончанию курса планировалось, что учащиеся овладеют следующими умениями:
Выработать элементарные координационные способности;
Овладеть умением определять характер музыки;
Овладеть умением соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
Овладеть умением начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;
Выполнять различные упражнения по подражанию, по инструкции учителя;
Ориентироваться в пространстве (в классе, на сцене);
Овладеть умением ритмично выполнять несложные движения руками и ногами.
В настоящее время одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей с учетом модернизации образования и новым социальным запросом и высоким интересом к сохранению и преумножению здоровья.
В качестве основополагающих принципов здоровьесбережения можно выделить:
1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учено - воспитательного процесса.
2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье школьника. Но психика ребенка реагирует на процесс обучения так, что школьника трудно заставить целенаправленно выполнять какие-либо полезные упражнения: ребенку должно быть интересно должно ему нравится.
По этой причине должны использоваться вариативные, адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием танцев.
Ритмика должна создавать для учеников положительный эмоциональный настрой. Если детям скучно, если они неохотно идут на занятие, то никакого оздоровительного эффекта, в том числе при систематическом проведении, не будет.