Светлана Проваренко
Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста не утрачивают своей актуальности и в настоящее время. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте. В связи с введением в дошкольное образование ФГОС от 17 октября 2013 года, особое внимание заслуживает образовательная область «Речевое развитие», которая должна обеспечить владение речью как средством общения и культуры, развитость грамматически правильной диалогической речи.
Публикация «Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
До недавнего времени диалог детей дошкольного возраста изучался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Над развитием диалогической речи у детей дошкольного возраста трудились исследователи Е. И. Тихеева (30 - 40 - е гг., Е. А. Флерина, Е. И. Радина, О. И. Соловьева (50 - 60 - е гг., А. М. Бородина, Ф. А. Сохина (70 – 80 - е гг., А. Г. Арушанова, В. И. Яшина (90 - е г.). Наиболее изучен диалог как вопросно – ответная форма речи (М. М. Бахтин, Л. В. Щерба и др.). Согласно мнения Л. П. Якубинского, диалог это не только форма речи, он еще и «… разновидность человеческого поведения».
Психологи считают, что именно дошкольный возраст 4 - 5 года жизни сензитивен к усвоению речи, поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании является приоритетным. Таким образом, становится очевидным, социальная потребность в развитии диалогической речи детей 4-5 года жизни.
Так как диалогическая форма общения не дана ребенку изначально, необходимо постепенно развивать. Основной целью развития диалогической речи детей 4 – 5 года жизни является умение пользоваться диалогом, как формой общения. Для того, чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, правилам ведения диалога, речевыми и социальными.
На основании психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы мной были выделены критерии диалогической речи у детей 4 -5 года жизни :
- умение адекватно реагировать на любое обращение (коммуникативно целесообразно отвечать на вопросы, выражать словесно готовность выполнить какое-либо побуждение или в социально принятых формах отказаться от выполнения);
- умение вступить в диалог с окружающими людьми (четко и ясно ставить вопросы или запрашивать информацию, делиться впечатлениями, мнениями, суждениями, вежливо выражать просьбы, советы, предложения и др.);
- культура диалога (соблюдение правил ведения диалога (поддерживать тему, не перебивать собеседников, говорить по очереди, смотреть на собеседника, овладение речевым этикетом, осознанно пользоваться формулами речевого этикета).
Данные критерии послужили построением технологии развития диалогической речи у детей 4 – 5 года жизни.
Для развития умения адекватно реагировать на любое обращение в основном использую беседы на бытовые темы, на события общественной жизни, на жизнь природы, а так же на деятельность дошкольников в детском саду. В этих беседах дети сообщают, с кем они живут, как зовут членов семьи, где они работают, что они делают дома, рассказывают о своих играх и увлечениях. Беседы сопровождаю картинками, иллюстрациями, фотографиями.
Для развития умения умение вступить в диалог с окружающими людьми использую игровые задания, связанные с обращением по телефону:
- учу детей запросить какую-либо информацию («Узнай о здоровье», «Спроси, как испечь сказочный пирог» и т. д. ,
- прошу сообщить о предстоящем событии: «Позвони, скажи, что у тебя скоро день рождения»,
- предлагаю совместную деятельность: «Позови его поиграть во дворе».
Для развития культура диалога использую сюжетно-ролевые игры «У врача», «Парикмахерская», «Гости», «Магазин». Особо хочу выделить игру «Журналисты». В ходе этой игры дошкольники учатся задавать вопросы, вести диалог. После проведения какого-либо мероприятия или прогулок выбираем журналистов, которые берут интервью.
Детям 4-5 года жизни еще трудно усваивать все стороны диалогической речи, но тем не менее результаты виды, что говорится «на лицо».
Исходя из сказанного выше, можно заключить, что овладение всеми сторонами диалогической речи важно начинать именно у дошкольников 4 – 5 года жизни. Важность данного развития подчеркивается многими педагогами и психологами. Мои дошкольники, играючи развивают умение адекватно реагировать на любое обращение, умение вступить в диалог с окружающими людьми, культуру диалога.