Варвара Владимировна Михайлова
Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать +Заказ
Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности
Публикация «Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2022
Сфера диалогического общения старшего дошкольника по мере его развития приобретает внеситуативный характер, поскольку она все больше затрагивает ситуации, не обязательно связанные с моментом общения. В этом возрасте возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную чувствительность детей к оценкам старших.
В дошкольном возрасте прослеживается существенное усложнение диалогического общения на разных ступенях развития детей в этот период.
Первый вид общения детей - эмоционально-практический (2-4-й годы жизни, для которой характерно ситуативность и зависимость от конкретной обстановки и практических действий партнера. Ребенку важно соучастие и поддержка сверстника в его забавах. Второй вида общения - ситуативно-деловой (4 - 6 лет).
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии навыков общения, в становлении личности дошкольника в целом. Новые черты появляются у старших дошкольников во взаимоотношениях со взрослыми. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки дошкольника.
Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и объемлет переживания других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я. Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.
Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка старшего дошкольного возраста значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление и развития такой формы общения сверстников как ситуативно-деловая.
Общение в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях:
- на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей - врач-больной, продавец-покупатель, мама-дочка,
- на уровне реальных отношений, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).
В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с одного уровня на другой - переходя на уровень ролевых отношений, дети подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения, причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело - игру.
При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника.
Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование навыков диалогического общения. Важной задачей их развития является формирование взаимоотношений со сверстниками. Важнейшие из них - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение этой задачи связано с осуществлением задач воспитания доброжелательных отношений в детском коллективе.
Отличительной чертой взаимоотношений старших дошкольников в целях развития навыков их диалогического общения является повышение требований к организованности и самостоятельности поведения ребенка в деятельности. Развитые коммуникативные навыки помогают дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, они придают поведению детей целеустремленность.
Среди игр дошкольников выделяется игра-драматизация. Игра-драматизация является эффективным средством развития навыков диалогического общения, в котором старшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся полноценно сотрудничать с партнером, помогать и содействовать ему, находясь с ним на равноправных, содержательно сопряженных позициях. Игра-драматизация – это разновидность театрализованных игр.
В театрализованные игры вовлекаются все стороны личности старших дошкольников : ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе этой игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.
В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Самое главное – это то, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности.
Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т. е. она может носить репродуктивный характер.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество в такой игре проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт - поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры - литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Важным коммуникативным качеством старшего дошкольника является самостоятельность ребенка в игровом общении. В старшем дошкольном возрасте она связана с развитием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата. Она предполагает умение руководствоваться в действиях гуманными представлениями о правилах поведения, не подавляя инициативу менее самостоятельных сверстников. Задача взрослого - придать поведению дошкольников гуманный характер и направленность.
Ребенок старшего дошкольного возраста является одновременно и организатором игрового «спектакля» и его зрителем, ведь при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую. Четырехлетняя девочка играет деревянной лошадкой, как куклой, и шепчет: «Лошадка надела хвостик и пошла гулять. Мать прерывает ее: «Лошадиные хвосты не привязные, их нельзя надевать и снимать». «Какая ты, мама, глупая! Ведь я же играю!», - читаем мы в книге Д. Б. Эльконина «Психология игры». Ребенок прекрасно различает, что есть «игрушечное», а что - «кушечное".
Театрализованная игра, по мнению ведущего отечественного педагога советского периода А. П. Усовой - цементирует весь образовательный процесс детского сада, так как именно в игре ребенок «расправляет крылья» своих способностей и делает первый шаг к жизненному успеху. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение режиссерской игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
В старшем дошкольном детстве происходит развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ гуманности во взаимодействиях детей : проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. Здесь большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре детей. Основой их развития являются яркие впечатления о жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача развития состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств.
Таким образом, развитие навыков диалогического общения включает дальнейшее освоение детьми старшего дошкольного возраста правил гуманного общения по отношению к сверстникам и развитие умения удерживать контакт в совместной игровой деятельности. Особенно широки в этом смысле развивающие возможности театрализованной деятельности. В старшей группе у детей продолжают формировать коммуникативные навыки в самостоятельной организации театрализованной игры. Правильная организация такой игры, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога - необходимые условия для развития диалогического общения детей со сверстниками.