Буданова Анна
Развитие детской инициативы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 95 Красносельского района Санкт - Петербурга
Развитие детской инициативы в дошкольном учреждении
Автор разработки:
инструктор по физической культуре
Буданова Анна Владимировна
Санкт-Петербург, 2022
Публикация «Развитие детской инициативы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Не для кого не секрет, что ребенок в дошкольном возрасте чаще всего очень деятельностный. Он включается в разные виды деятельности и поскорее стремится познать этот мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив. Одним из главных источников эмоционального благополучия ребенка в детском саду является возможность играть,рисовать, конструировать, и сочинять в опираясь на собственные интересы. Для того, чтобы ребенок как можно быстрее социализировался особенно важна возможность выбора для дальнейшей, ведь ему предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с необходимостью выбора.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Задача педагогов помочь детям определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы и овладеть определенными способами деятельности, с другой педагог может решить собственно педагогические задачи.
Все виды деятельности, которые предусмотрены программой дошкольного общеобразовательного учреждения, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и др. Воспитателю очень важно владеть способами поддержки детской инициативы. Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая насыщена социально значимыми образцами деятельности и общения, которые способствуют формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность, взаимопомощь и др.
Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, которые происходят в жизни детей, тем вероятнее, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.
Для 3-4 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Чтобы поддержать инициативу ребенка педагогу необходимо:
создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;
отмечать и поддерживать публично любые успехи воспитанников;
поощрять самостоятельность детей и постепенно расширять её сферу;
помогать ребенку найти возможность реализовать собственные поставленные цели;
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и в повседневной жизни относится с терпимостью к затруднениям ребенка, и позволять действовать ему в своем темпе;
не использовать критику в оценке результатов деятельности детей, а также их самих.
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков; создавать в группе положительный психологический микроклимат, проявлять любовь ко всем детям одинаково: выражать радость при встрече с ними, использовать ласковые и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
Для детей 4-5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, с вниманием относится к попыткам, и с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Не допускать диктатуры и навязывания в выборе сюжета для игр;
совместно с детьми участвовать в играх по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, и участника, а руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);
Для детей 5-6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержания детской инициативы педагогу необходимо :
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, сестре, дедушке бабушке, папе, другу) создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
если необходимо помогать детям в решении проблем в организации игры; привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по интересам.
В 6-7 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо :
вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей.
Обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры; проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения; презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)