МААМ-картинки

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах

Марина Зяброва
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах

Аннотация: статья написана в связи с необходимостью развития чувства ритма у дошкольников и недостаточностью методических разработок по данному направлению воспитания детей.

Актуальность: согласно ФОП ДО, музыкальная деятельность входит в состав образовательной области «Художественно – эстетическое развитие, в котором говорится о восприятии и понимании смысла музыкальных произведений, пении, игре на детских музыкальных инструментах и музыкально-ритмических движениях.

Цель: Раскрыть методику развития чувства ритма у старших дошкольников и определить структуру развития музыкально-ритмических и творческих способностей дошкольников.

Ключевые слова: ритм, игра, шумовые музыкальные инструменты.

Прежде чем рассматривать влияние ритма на развития дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах, необходимо рассмотреть общие понятие этого явления.

По мнению В. Вернадского, О. Чижевского, В. Ягодинского: ритм – это сложное многофункциональное явления природы, человечества и общества.

Ритм является природным качеством человека. Вне ритма не проходит никакой жизненный процесс.

В широком понимании ритм – временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п.

Ритм музыкального произведения соизмерим с четко фиксируемым обозначением его размера. При этом функция ритма состоит в том, что благодаря созвучию, одинаковости смысловых и формальных компонентов ритмическая повторность закрепляет в памяти людей. Это способствует пониманию единства и целостности музыкального произведения. Его ритм соотносится с ритмом сердцебиения, дыхания, движения и пластики тела, наконец, с ритмом созерцания и мышления.

В музыке ритм – это её распределение во времени, последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. Идеал музыкального ритма – точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома.

Педагог Б. М. Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При этом ритм проявляется как социальная необходимость гармоничного развития детей младшего школьного возраста. Именно через ритм происходит естественное овладение различными видами двигательной деятельности, что отражается и в музыкально-ритмических упражнениях.

Дети дошкольного возраста, как правило, чувствуют музыку, у тех детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить.

При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации [2].

Формирование чувства ритма у дошкольников это очень важная и сложная задача музыкальной педагогики. Об этом хорошо сказал А. Б. Гольденвейзер: «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. На этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарования» [1]

По мнению Б. М. Теплова ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что движения как таковые ещё не образуют музыкально-ритмического переживания, хотя и являются органическим компонентом, необходимым условием его возникновения. Это обусловлено тем, что ритм в музыке – носитель определённого эмоционального содержания.

Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М. Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» [2].

В музыке задают ритм ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты.

У дошкольников, перед игрой на шумовых музыкальных инструментах, мы развиваем чувство ритма на интегрированных уроках чтения и музыки при исполнении песен и чтении стихов, где ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности, путем применения метода ритмической декламации.

Упражнения по ритмической декламации, скороговорки и речевые игры со звучащими жестами очень помогают в развитии музыкально-ритмических способностей учащихся. При этом одним из основных элементов системы развития чувства ритма, является метод речевой ритмической декламации, базирующейся на ритмическом родстве музыки и речи [3].

Таким образом, необходимо с раннего возраста создать условия для развития чувства ритма у детей. При этом, одни дети способны достичь высокого уровня развития ритма, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к развитию чувства ритма не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению жизнедеятельности в целом. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Далее рассмотрим процесс развития ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах.

Оркестр детских шумовых музыкальных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров – это замечательное средство развития метроритмического слуха у ребенка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.

По мнению К. Орфа: «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены и обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной – единственной версии. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально – эстетическую игру».

Занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов помогают развитию умственных способностей, психических процессов – мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции. Игра в оркестре расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка и повышает его интерес к музыке, а также способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей. В результате занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной музыкальной деятельности и потребность в ней.

Основу детского шумового оркестра составляют музыкальные инструменты: погремушки, ложки, треугольники, трещотки, кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, бубны, барабаны, металлофоны и т. д.

Основной формой занятий оркестра детских шумовых и ударных инструментов должен являться урок, в котором необходимо использовать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также формы и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии оркестра, тем эффективнее проходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель.

Практика по работе в данном направлении показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомство с инструментами должно происходить постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть предложенный инструмент, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен для данного инструмента. Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.

Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-нибудь из детей, и ему предлагается проделать то же. Таким образом, ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.

Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, кастаньеты, бубен, погремушки – средние по высоте звуки, и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю треугольники и кастаньеты. Треугольники откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, кастаньеты – в среднем.

После того, как дети познакомятся с двумя – тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут различать их тембры, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняю пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком – барабанщики.

Далее обращаю внимание детей на протяжные и отрывистые звуки (legato,staccato, издаваемые инструментами. Треугольники издают протяжные звуки, а кастаньеты, погремушки, барабан – отрывистые. Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например, треугольники, колокольчики, бубенчики, ввожу в игры детей, чтобы детское ухо улавливало звуки различной силы и сравнивало их между собой.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник – это звук колокола. Все эти сравнения привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента.

Заключение

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребенок продвигается в своем музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлеченности, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с музыкой. Дети знакомятся с видами шумовых и ударных инструментов, способами и приемами игры на них, учатся правильно произносить и декламировать тексты, интонировать, использовать музыкально-ритмические движения, сочетать их с музыкой, понимать дирижерские жесты, импровизировать, правильно воспроизводить ритмический рисунок под музыку и без нее, сольно и в ансамбле, исполнять произведения различной степени сложности. Детям очень нравится играть те же самые мелодии, которые они могут слышать в аудиозаписи. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовлетворение им доставляют выступления на концертах и праздниках.

Список литературы:

1. Горюнова Л. В. Развитие ребенка как его жизнетворчество. Искусство в

школе. – М. : Новая Москва, 2009. – №1. – 125 с.

2. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 1. –328 с

3. Школяр Л. В. Принципы отбора содержания и методов работы на

музыкальных занятиях. Музыкальное искусство 1–3 кл. Программа для общеобразовательной школы. – М. : Просвещение,1995. – 1250 с.

4. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М., Астрель, 2002.

5. Поплянова Е. Н. Игровые каноны на уроках музыки. М., Владос, 2002.

6. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение. М., Просвещение, 1983.

7. Костина Э. П. «Камертон» - программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста. М., Просвещение, 2008.

8. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Л., Советский композитор, 1990.

9. Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. М., Аквариум, 1997.

10. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. М., Аквариум, 1997.

Публикации по теме:

Игра на детских музыкальных инструментах по развитию чувства ритма Цель: развитие чувства ритма у детей через игру на детских музыкальных инструментах. Задачи: - Познакомить детей с различными ритмическими.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах
Опубликовано: 5 февраля 2025 в 20:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах» (включая файлы) размещена пользователем Марина Зяброва (УИ 1148221) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД