Получи документы

Развитие чувства ритма посредством современных музыкальных технологий в ДОУ

Ольга Андреева
Развитие чувства ритма посредством современных музыкальных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Музыка – это сама жизнь» - Д. Б. Кабалевский

Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др., воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний, и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации. Все это происходит в разных видах музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

Публикация «Развитие чувства ритма посредством современных музыкальных технологий в ДОУ» размещена в разделах

Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение.

В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического).Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н. И. Льговская даё т следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950, который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.

Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

Проанализировав методики, и, исходя из собственных возможностей, особенностей режима работы нашего детского сада, сетки занятий, технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали те разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет.

Технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи своей профессиональной деятельности

Современные технологии

музыкального воспитания дошкольников

1. Интегративная технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Цель: развитие музыкально-художественного восприятия на интегрированных занятиях с детьми старшего-дошкольного возраста.

Интеграция (от лат. integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интегративный подход к педагогическому процессу позволяет в процессе обучения сформировать у дошкольников целостную картину мира и создать предпосылки для их всестороннего развития.

2. Информационно-коммуникативные технологии.

Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя). С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей

дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

- улучшается запоминание пройденного материала;

- усиливается познавательный интерес воспитанников;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

3. Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмия является одним из способов выражения музыкального движения в пространстве развивает творческие и музыкальные способности детей, нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психический потенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии - развитие культуры движения детей дошкольного возраста.

Игра - ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Акцентирование внимания на обучение музыкально - ритмическим движениям, на анализе мыслительных и эмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:

- ритмические игры;

- блок развития мелкой моторики;

- блок развития крупной моторики (упражнение для развития равновесия, координации, ловкости стопы);

- ориентация в пространстве;

- двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением;

- игропластика - упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых и образных двигательных заданиях;

- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды, композиции.

Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры

Музыкально-речевые игры – развивающие творчество

Элементарное музицирование – учебное музицирование, творческое музицирование, концертное музицирование

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

4. Технологии музыкально-ритмического воспитания

(программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);

Цели и задачи:

Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

2. Развитие музыкального слуха :

музыкальных сенсорных способностей;

чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;

• слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

• способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

3. Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений; развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей.

4. Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком.

5. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.

6. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

В данной технологии предлагаю апробированный репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.

Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.

5. Технология проектирования музыкально - обогащённой среды.

Творческая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, которая способствует появлению новых идей, замыслов, развитию чувства психологической защищённости, а также разнообразным и богатым предметным наполнением. Э. П. Костина определяет следующие требования к проектированию музыкальной среды :

1) создание условий для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами — предметная среда должна быть со масштабна глазу, действиям руки и росту ребёнка;

2)оформление музыкальных мини – центров, уголков для детей старшего дошкольного возраста должно иметь дидактическую направленность;

3)каждый блок компонентов среды предусматривает ориентацию на представление всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, воспроизведение музыки – пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности, творчество – пособия, побуждающие к творчеству и импровизации).

6. Технологии обучения певческим навыкам В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам; Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, креативности в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности.

7. Технологии элементарного музицирования с дошкольними (использование технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Цель – помочь детям дошкольного возраста в музыкально-дидактической игре войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Музыкальная основа технологии : различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры, современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.

Средства музыкально-творческого обучения : музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.

Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

1. Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.

2. Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.

Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать в различных движениях и т. д. Процессу варьиирования конца нет, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес.

3. Концертное музицирование предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствоване навыков ансамблевого музицирования.

Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.

Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов : металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.

Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а

значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если музыкальный руководитель в своей деятельности будет использовать следующие рекомендации:

- формировать представления детей о современной музыке и культуре в целом

- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки

- побуждать активный интерес к музыке

- воспитывать музыкальный вкус

- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности

- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности

- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность

к эмоциональной отзывчивости

- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы

- учить высказывать свои впечатления о музыке

- развивать чувство уверенности в себе

- разнообразить музыкальные впечатления детей, подавая музыку под разным «соусом», с использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию : умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыкиВоспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма посредством современных музыкальных технологий в ДОУ
Опубликовано: 3 января 2022 в 23:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие чувства ритма посредством современных музыкальных технологий в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД