Макова Наталья
Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников посредством подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Основоположник российской концепции физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил подвижной игре значительное место. Он определял игру как упражнение, с содействием которого ребенок готовится к жизни, также П. Ф. Лесгафт фиксировал в таком случае то, что в самостоятельной игровой двигательной деятельности формируются и вырабатываются моральные качества ребенка, а также инициатива.
Публикация «Развитие быстроты и ловкости у старших дошкольников посредством подвижных игр» размещена в разделах
А. Л. Терованесян свидетельствовал на наличие в подвижной игре определенной цели. Движения, используемые в игре, предварительно постигаются ребенком в систематических упражнениях. Форма игры должна отвечать определенным требованиям и цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и своими движениями и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения».
В раннем возрасте ребенку своеобразно неутомимое желание играть. В данной игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного состояния до современного. Психологи, педагоги и доктора давно обратили внимание на существенное значение подвижных игр для однонаправленного развития детей.
А. В. Карасев утверждал, что неизменное проведение подвижных игр базирует у детей способность управлять собственными движениями, а также дисциплинирует его тело. Благодаря игре, ребенок учится функционировать ловко, преднамеренно, быстро, а также выполнять правила, ценить товарищество и чувство взаимовыручки.
Г. П. Богданов считал игру массивным средством формирования ребенка, «основным рычагом» воспитания. В его концепциях говорилось то, что игра упрочивает его организм ребенка, вносит в его жизнедеятельность радость, а также улучшает двигательные возможности.
Э. Н. Степаненкова расценивала подвижную игру как способ формирования личности ребенка. Серьезные условия он предъявлял воспитательной ценности сюжета игры и методу ее проведения. В его работах придавалось колоссальное значение оздоровительному направлению положительных эмоций, ощущаемые детьми в игре. Веселье и радость, он полагал обязательным условием игровой деятельности, в отсутствие их игра утрачивает свой смысл и значение, поскольку положительные эмоции оздоравливают организм ребенка.
А. Г. Сухарев считал то, что формирование быстроты и ловкости совершается и в подвижных играх с неоднократными повторениями действий, выполняемых длительное время, а кроме того, в отдельных спортивных упражнениях (к примеру, ходьбе на лыжах, катании на велосипеде, качелях).
А. М. Кассиров подмечает, что игры и физические упражнения, развивающие ловкость, обязаны находить место в многочисленных формах физического воспитания. Бег в умеренном темпе используется на утренней гимнастике и в вступительной части физкультурного занятия, в отдельных подвижных играх.
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их. совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Для подвижных игр характерно наличие и нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
В детских дошкольных учреждениях широко используются подвижные игры, основным содержанием которых является содействие развитию выносливости, быстроты, укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма ребенка.
Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделяют основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные, которые надо решать в комплексе. Только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей.
Особо следует отметить значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. проявляются естественно. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
В основной части занятия бег может быть с разными заданиями, кроме того, включается продолжительное выполнение подскоков, организуются игры с постоянной двигательной деятельностью.
В многочисленных подвижных играх, никак не связанных с ловлей, необходимо увеличивать длительность бега, где не требуется быстрого темпа, а, наоборот, поощряется бег ритмичный, в спокойном, ровном темпе. Это может быть в таких играх как: «Солнышко и дождик», «Найди пару», «Совушка», «Летчики» и др.
При подборе подвижных игр на развитие ловкости необходимо помнить, что их проводят в начале двигательной деятельности и важно соблюдать следующие положения:
1. Изменение скорости и темпа движений, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
2. Смена способов выполнения: метание сверху, сбоку, снизу, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
3. Использование предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации.
4. Выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседания, наклоны в парах.
5. Более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет и т. д.
6. Использование подвижных игр, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановкой по сигналу, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
При подборе подвижных игр для развития быстроты учитываются следующие требования:
1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребёнком в медленном темпе, иначе все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение.
2. Подвижные игры должны проводиться вначале занятия или прогулки, так как для успешного их выполнения необходимо оптимальное состояние нервной системы, в условиях, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью.
3. Качества быстроты и ловкости не проявляются изолированно, а являются составными компонентами, характеризующими ту или иную двигательную деятельность и, возможно, проявляющиеся в ней в большей или меньшей степени.
Воспитанию этих физических качеств в большей степени способствуют подвижные игры и, что немаловажно, все эти физические качества развиваются в комплексе.
Игры-эстафеты для развития быстроты должны быть разнообразными, охватывающими различные группы мышц и нацеленными на совершенствование регуляторной деятельности центральной нервной системы. Большое значение для развития двигательной реакции имеет быстрое выполнение упражнений в играх-эстафетах по неожиданному сигналу. А чтобы постоянно сохранялась острота его восприятия, упражнения должны быть не только разнообразными, но и доступными для выполнения.
Совершенствование ловкости, которая связана с быстрым овладением новыми движениями, осуществляется в упражнениях, выполняемых в играх-эстафетах. Совершенствование ловкости должно быть непрерывным, по мере усвоения одного задания необходимо переходить к следующему, более сложному по содержанию. Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, – это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры-эстафеты.
Игры-эстафеты являются важным средством развития быстроты и ловкости, наиболее приемлемой формой командных соревнований в старшей возрастной группе. В них могут сочетаться самые разнообразные двигательные задания, развивающие быстроту и ловкость : пробежать, перелезть, удержать равновесие, перенести груз; проползти, присесть и взять мяч, провести его, попасть в цель, вернуться прыжками на двух ногах на исходную позицию к стартовой черте и т. д. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром рациональном решении двигательных задач.
При проведении игры-эстафеты решается ряд задач – закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, физических качеств быстроты и ловкости, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, координации движении.
Эстафеты бывают:
– линейные – соревнующие стоят в параллельных колонах;
– встречные – команды делятся пополам, и ее половины становятся в колонны друг против друга;
– круговые – команды становятся по кругу.
Планируя эстафету надо руководствоваться следующими правилами: включать в ее содержание движения хорошо знакомые детям; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между местами их выполнения, подготовленности детей избранной оценки результата эстафеты зависит величина и характер физической нагрузки. Не обязательно побеждает команда, которая первая закончила эстафету. При определении победителя применяют объективную и не сложную очковую систему. Результаты каждой команды, участвующих в эстафете, оцениваются воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности действий детей, либо по времени, затраченному на выполнение задания.
Организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на воспитание взаимоотношений между детьми и их нравственно-волевого поведения. Следует предоставить детям задания без ограничения срока.
Необходим тщательный подбор команд. Всего команд должно быть 3-4, в каждой команде не более 4-5 детей примерно равных по силам.
Выполнение правил обязательно для всех участников. Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении итогов. Команды выстраиваются в параллельные колоны перед стартовой линией на расстоянии 1,5-2м. одна от другой. В 10-12м. от этой линии проводится вторая линия. Заранее выбирают капитанов, остальные участники игры объединяются в пары или тройки; капитаны по очереди выбирают играющих по названиям команд.
Для проведения эстафеты целесообразно использовать стационарную дорожку препятствий. Преодоление несложной полосы препятствий служит совершенствованию навыков и умений детей, комплексному развитию двигательных качеств. Особенно ценно, что ребенок получает возможность использовать свои умения в новых нестандартных условиях, действовать в соответствии со своей подготовленностью, своеобразно своим силам, проявлять определенные волевые усилия. Содержание игр-эстафет зависит от возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся; размеров зала, площади, времени года, наличия необходимого физкультурного оборудования. И в зависимости от всего вышеперечисленного можно подбирать разные сочетания двигательных заданий для дорожки препятствий. Наиболее приемлемое их количество 3-5.
Таким образом, при проведении подвижных игр будет эффективно влияние на развитие быстроты, если учитывать некоторые специфические для данного качества требования, к которым относятся следующие: движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе, продолжительность игр на быстроту должна быть не большой, чтобы дети не утомлялись, игры на развитие быстроты не должны носить однообразный характер, важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы. Характерной чертой использования подвижных игр для развития быстроты и ловкости считается непрерывно видоизменяющаяся как по напряженности, так и по форме движений деятельность, содержащая минимально необходимые паузы с целью замены водящего, введения дополнительных преград и т. п.