Жанар Рахимова
Разработка занятия в предшкольной группе по математике «Фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Фигуры
• Цель: формирование представлений детей о геометрических фигурах; их свойствах, посредством исследовательской деятельности
Задачи:
• Создать условия для восприятия формы и свойства - круга, квадрата, треугольника, овала, пятиугольника при помощи зрительного, кинетического восприятия, тактильных ощущений.
• Формировать умение путём исследования, сравнения находить различия между кругом и многоугольником.
• Развивать внимание, умение видеть в окружающей обстановке предметы, похожие
на разные геометрические фигуры.
Публикация «Разработка занятия в предшкольной группе по математике „Фигуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать творческие способности детей.
• Воспитывать волевые качества: усидчивость, умение следовать учебной задаче,
умение и желание работать в команде.
• Прививать культуру поведения.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Педагог:
Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Дети: «Доброе утро!»
Педагог: Солнцу и птицам!
Дети: «Доброе утро!»
Педагог: Улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. … Пусть «Доброе утро!» длится до вечера!
На столе стоит коробка, а на ней 4 конверта с номерами.
Педагог: Ребята, посмотрите, какую необычную посылку с письмами принес к нам в школу почтальон. От кого это письмо, как вы думаете? А чтобы нам не гадать, давайте прочитаем, что здесь написано!
- Смотрите, на всех письмах стоят цифры, значит, их нужно читать по очереди! Давайте отыщем письмо, которое нужно прочитать первым!
Дети помогают найти письмо с цифрой «1».
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята, пишет вам гномик по имени Гео. Я - житель страны геометрических фигур. Мы с друзьями решили выслать подарок для вашей группы, но открыть посылку можно будет только после того, как вы прочтете все наши письма и выполните задания»
Педагог: Итак, вы хотите узнать, что за подарок лежит в посылке? Готовы, к первому заданию?
II. Основная часть.
Продолжение письма:
Педагог: в нашей Волшебной стране живут необычные человечки, но чтобы узнать, как их зовут нужно отгадать загадки.
-А вы сможете? Слушайте, ребята. Отгадав загадку, выберите отгадку из фигур, лежащих у вас на партах, и покажите её. (Слайд № 2)
На парте приготовлены шаблоны геометрических фигур. На слайде появляются картинки-отгадки.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (Квадрат)
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. (Треугольник)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
Если взял бы я кружок,
С двух сторон немного сжал.
Получился бы… (овал)
Педагог: Молодцы, ребята смогли не только отгадать, но и показали этих человечков. Ребята, как можно назвать их общим словом? (Геометрические фигуры).
-А по каким признакам мы можем разделить их на группы?
Дети: Разделить можно на две группы : Круг и овал – не имеют углов; квадрат и треугольник – имеют углы.
Педагог: Правильно, молодцы! Ведь на прошлом занятии мы с вами узнали, что все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников.
Показать детям модель круга и многоугольника, предложить сравнить их и выяснить, чем отличаются эти фигуры. (Фигура справа отличается от круга тем, что имеет углы, много углов. Детям предлагается прокатить круг и попытаться прокатить многоугольник. Он не катится по столу. Этому мешают углы. Считают углы, стороны, вершины и устанавливают, почему эта фигура называется многоугольником.)
Педагог: Ребята, мы выполнили первое задание, теперь, можно открывать второе письмо!
Дети помогают педагогу найти письмо с цифрой «2».
Текст письма:
«Дорогие ребята! Нарисуйте кристаллы»
Педагог: Ребята, а вы знаете, чем занимаются гномики?
Дети: Они в подземелье добывают руду, золото, кристаллы, драгоценные камни… Педагог: Посмотрите, какие красивые кристаллы они нашли. На какие геометрические фигуры они похожи? Чем они отличаются друг от друга? И что у них общего? Нам нужно помочь гномикам разложить их по полочкам.
Педагог: На ваших столиках находятся наборы геометрических фигур. Найдите среди них фигуру, похожую на этот камень. (Показать «камень», имеющий очертание пятиугольника)
Педагог: Как называется эта фигура?
Дети отвечают: Многоугольник или пятиугольник
Педагог: Молодцы. У него пять углов и называется он – пятиугольник. Они могут быть разной формы.
Педагог: А теперь найдите фигуру, похожую на этот камешек. (Показать «камень», имеющий очертание квадрата). Как называется эта фигура?
Дети отвечают: Квадрат.
Педагог: Молодцы.
Педагог: Следующая фигура похожа на этот камешек. (Показать «камень», имеющий форму треугольника). Как называется эта фигура?
Дети: Треугольник.
Педагог: Что общего у этих фигур?
Дети: Они имеют углы.
Педагог: Верно. Молодцы! (Слайд №3)
Нарисуй кристаллы, которые имеют углы 5-углов, 4-угла и 3угла.
задание в азбуке-тетради №1
- Какие фигуры будут находиться в первом (втором, третьем) столбце? Нарисуй фигуры и раскрась.
- Каким цветом нужно закрасить фигуры первой строки? Второй?
- Нарисуй в пустые клеточки соответствующие фигуры и раскрась заданными цветами.
После того как дети самостоятельно выполнят это задание проверка правильности на слайде №3.(Можно выполнить задание с комментированием. В это же время на слайде появляется соответствующая фигура).
- Молодцы, ребята с этим заданием справились.
Физминутка. Игра «Гномики и домики»
Педагог: Ребята, вы молодцы! Справились с заданием гномика Гео! Давайте откроем следующее письмо с цифрой «3» и узнаем, что там написано!
Педагог отрывает письмо, хмурится и говорит детям, что это письмо очень грустное.
Текст письма:
«Дорогие ребята! Я хочу поделиться с вами очень грустной новостью! Недавно на наш городок налетел сильный ураган и разрушил его, ветер сломал нам все дома и деревья. Теперь моим геометрическим фигурам негде жить. Помогите, пожалуйста, нам разобраться кто, где живет! Желаю вам удачи!».
Педагог: Ребята, мы же не оставим в беде гномика Гео и жителей его города! Давайте поможем им! Посмотрите, какой красивый сказочный домики в этой чудесной стране.
(Слайд №4)
Но, к сожалению, он без окон. За этой дверью находится подсказка, на ней указаны адреса фигур но, дверь под замком. А чтобы открыть замок нужно выполнить задание. Здесь в письме есть план. Давайте не будем терять время. Подвиньте тетради, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.
Графический диктант
6 клеток – вправо, 2 клетки – вверх, 4 клетки – вправо, 5 клеток – вниз,
4 клетки –влево, 2 клетки – вверх, 4 клетки – влево, 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево,
1 клетка – вниз, 1 клетка – влево, 3 клетки – вверх.
Педагог: Посмотрите, какой рисунок у вас получился?
Дети: Ключик.
Педагог: Этот ключик поможет нам открыть таблицу с подсказкой. (Слайд №5)
. В первом столбце указана фигура, во втором столбце – подъезд и в третьем столбце – этаж. Наклеим, указанные окна и по ним фигуры узнают свои квартиры.
Дети комментируют и наклеивают стикеры.
Педагог: Вот теперь, наши гномы найдут свои квартиры и будут благодарны вам. Давайте откроем следующее письмо с цифрой «4» и узнаем, что там написано!
Текст письма:
«Дорогие ребята! У меня собралась целая коллекция драгоценных камней. Помогите мне сосчитать их и записать».
Перед тем как начнем считать, давайте повторим счет от 0 до 10.
Игра «Собери числовой ряд».
К доске приглашаю, 10 детей им раздаю карточки с цифрами.
«Цифры бегали, играли и места все растеряли 1,2,3,4,5- будем место им искать».
Дети произносят слова и разбегаются. Когда начинается отсчет дети выстраиваются в ряд по порядку.
«Коллекция гнома». (Слайд №6)
Педагог: Наш гном положил в письмо коллекцию драгоценных камней. Давайте сосчитаем и запишем.
Первую строку выполняем, все вместе комментируя. Вторую, третью, четвертую распределить по рядам для самостоятельной работы
Педагог: Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
-Ой, я в конверте нашла ещё одну записку. Гномики просят вас поиграть в любимую их игру – ассоциации «Дорисую на что похоже»
У детей на партах лежат карточки, на которых нарисованы разные геометрические фигуры.
Задание: Преврати фигуру, в предмет.
Педагог: Молодцы! Какие замечательные картинки у вас получились. Ну вот, мы выполнили все задания гномиков. И гномик Гео хочет вас отблагодарить…
(Слайд №7)
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый - просто молодец!
Путешествию - конец.
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
А на память я дарю вам.
III. Заключительная часть.
Педагог: Прежде чем открыть подарок, давайте мы с вами на прощанье построим город для жителей сказочной страны.
- Сейчас я буду приглашать сюда ребят по одному. Вам нужно взять со стола картинку, сказать на какую геометрическую фигуру она похожа, и приклеить.
Задание «Построй город из геометрических фигур»
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.
Материал : ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: Дети, выполняют аппликацию на ватмане. «Восстанавливают» разрушенный город : дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Рефлексия
Педагог: Ну что ж, гномики, давайте-ка соберемся кружком, да поговорим обо всем. Как вы думаете, понравится ли новый город жителям страны геометрических фигур?
Кому понравилось сегодняшнее занятие?
Что получилось у вас очень хорошо? Чему еще нужно поучиться?
Педагог: Ребята, мы выполнили все задания гномика Гео и теперь можем открыть посылку с подарками!
Открываем посылку, раздаем детям игры и пособия.