Папки-передвижки

Конспекты занятий «Мы сегодня гончары»

Камбарова Ирина
Конспекты занятий «Мы сегодня гончары»
▼ Скачать + Заказать документы

«Прабабушки и прадедушки современных профессий».

В рамках занятий ИЗО я предлагаю детям вспомнить и освоить одно из старинных художественных ремесел, например, гончарное дело. «Освоить» значит попробовать сделать своими руками глиняный горшок, «примерить» на себя профессию гончара. В условиях ДОУ не всегда бывает возможным реконструировать все этапы процесса производства керамики. Во-первых, создание глиняного сосуда требует значительных временных затрат. Только сушка готового изделия может занять 2-3 дня. Во-вторых, отдельные этапы производства трудно смоделировать из-за отсутствия необходимых технических приспособлении: гончарного круга, печи для обжита глины и пр. Нельзя забывать и о возможностях детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Конспекты занятий „Мы сегодня гончары“» размещена в разделах

Все сказанное выше определило специфику проведения занятий «Мы сегодня гончары» :

• дошкольникам предлагается реконструировать лишь отдельные этапы гончарного дела, выполнить элементарные технологические операции: вылепить вручную сосуд простейшей формы и нанести несложный узор методом процарапывания. Подобные умения и навыки у детей уже сформированы: в течение всего обучения в ДОУ они практиковались в работе

с другим пластичным материалом пластилином. Те этапы гончарного производства, которые по каким-то причинам нельзя смоделировать в ДОУ, я пытаюсь раскрыть на основе использования дидактических пособий.

• часть необходимых для работы материалов я готовлю сама, например, вымешиваю глину;

• данная тема раскрывается в рамках двух взаимосвязанных занятий : работа проводится не только в четверг (занятие изобразительной деятельностью, но и в пятницу (совместная деятельность, что допускается программой «Кругозор». Каждое из занятий предполагает организацию конкретного вида

продуктивной деятельности: четверг - художественная лепка, пятница - изобразительная деятельность.

Занятие 1. Художественная лепка: создаем глиняный сосуд. Задачи занятия :

• формирование у ребенка представлений о свойствах глины и основных этапах создания керамических изделий (подготовка материала, лепка, сушка, обжиг, декорирование);

• освоение различных техник создания глиняного сосуда (ленточно-жгутовой, из целостного куска глины);

• осознание зависимости способа лепки от конструкции изделия и замысла автора:

• освоение различных техник рельефного украшения глиняного изделия (тиснение, лепные узоры);

• развитие творческих способностей, фантазии, воображения;

• развитие коммуникативных умений (формулировать и убедительно доказывать свою точку зрения, позитивно оценивать, свои творческие работы и работы других детей) :

• развитие мелкой моторики.

Необходимые предметы и материалы: глиняный сосуд; коллекция природных материалов (сухая глина, песок, камень, дерево); вода: емкости для размешивания глины; набор изображений глиняных горшков, имеющих разную декоративную отделку (роспись, тиснение, лепные узоры) : приобретенные в магазине наборы глины для художественного конструирования; заостренные предметы для нанесения узора на глиняное изделие (нож для пластилина, тонкие палочки, заточенные карандаши).

Ход занятия:

Подготовительный этап: что такое глина?

Исследуем керамический сосуд (горшок). Составляем его описание по следующему алгоритму: цвет - форма - фактура - декор - назначение.

Задумываемся о том, из какого материала он может быть сделан. Из коллекции природных материалов выбираем тот, из которого, по мнению детей, сделан сосуд.

Исследуем комок сухой глины. Определяем ее свойства: какая она по цвету? Какова на ощупь? Легко ли крошится? Ставим ряд опытов: разминаем глину между пальцами, смешиваем с водой (для сравнения аналогичные эксперименты можно провести с кварцевым песком). Делаем вывод о составе и свойствах глины: состоит из мельчайших крупинок, при смешивании в определенной пропорции с водой приобретает пластичность и может принимать различную форму. Я описываю первую стадию работы гончара : подготовку материала для работы. Рассказываю о том, где мастер находил глину, как ее просеивал, очищал от примесей, в каком соотношении смешивал с водой, как освобождал глиняную массу от лишней жидкости, для чего вымешивал глину.

Этап художественного проектирования: из заранее приготовленной глины проектируем глиняный горшок.

Рассматриваем приготовленную глиняную массу. Рассуждаем, как можно вылепить из нее сосуд. Пробуем создать сосуд несколькими способами:

• из целостного куска глиняной массы (шара) путем выдавливания отверстия и придания формы стенкам;

• путем спиралевидной укладки жгутов (ленточно-жгутовой способ).

В процессе работы с материалом обсуждаем: какой из способов создания глиняных сосудов человек изобрел раньше? Почему? В чем достоинства и недостатки каждою из способов лепки? Зависит ли выбор способа лепки от формы, конструкции будущего изделия, от замысла автора?

Рассматриваем получившиеся глиняные горшки. Обсуждаем, какие еще технологические операции необходимо провести, чтобы изделие стало крепким и функциональным (пригодным к использованию). Я рассказываю о процедуре сушки и обжига глиняной посуды.

Рассуждаем, как можно украсить наши изделия. Для этого рассматриваем набор изображений различных глиняных сосудов. Делаем вывод о трех способах декоративного оформления: роспись, тиснение, лепные украшения. Обсуждаем, на каком этапе создания керамического изделия возможно применение каждого способа (до сушки, до обжига, после обжига).

Украшаем наши глиняные горшки тиснением. С помощью пальцев или острых инструментов «процарапываем» узоры: ямки, штрихи, волнистые линии и прочес (на усмотрение ребенка)- В процессе работы детей я рассказываю о том, почему и древности люди наносили орнаменты на различные изделия. Делается вывод об утилитарном (красота) и символическом (защита от злых духов)

предназначении орнаментов.

Этап рефлексии.

Выставляем все работы на обозрение. Обсуждаем, насколько сложно слепить горшок вручную? Довольны ли дети результатами своей работы? Вспоминаем, какое техническое приспособление помогает гончарам придать правильную,

идеально ровную, форму изделиям? что такое «гончарный круг» |

и как он действует?

Делаем вывод: какими качествами, умениями должен обладать гончар, чтобы результаты его труда радовали людей?

Оставляем высыхать созданные глиняные горшки.

Занятие 2. Изобразительная деятельность: придумываем орнамент

Задачи занятия :

• формирование представлений о технологии росписи керамических изделий;

• развитие умения проектировать свою изобразительную деятельность (самостоятельно определять формат, композицию и цветовую гамму рисунка в соответствии с замыслом);

• совершенствование умения работать различными изобразительными материалами;

• развитие творческих способностей, фантазии, воображения;

развитие коммуникативных умений: формулировать и убедительно доказывать свою точку зрения, позитивно оценивать свои творческие работы и работы других детей.

Необходимые предметы и материалы: созданные накануне детьми глиняные горшки: коллекция глиняных сосудов, расписанных разными орнаментами (или их изображений); бумага для пастели коричневых тонов разного формата и формы (контурами напоминающие куски глины); гуашь, восковые мелки и масляная пастель, школьные цветные мелки; ножницы.

Ход занятия:

1. Вводная часть, предварительная работа, главной задачей которой является формирование мотивационной и когнитивной готовности к предстоящей изобразительной деятельности.

Исследуем созданные накануне глиняные сосуды. Выясняем, как поменялись свойства глины за сутки: насколько она высохла, стала ли твердой, изменила ли цвет. Экспериментируем с цветом: на одном из наших глиняных изделий пытаемся нарисовать фрагмент любого узора знакомыми нам красками акварельными, гуашевыми. Наблюдаем: как ведут себя разные краски на глине, которая еще не совсем высохла и не прошла обжиг. Я рассказываю о том, какими красками пользуются настоящие гончары при создании своих произведений, как наносится рисунок, что такое лак, глазурь.

Рассматриваем коллекцию глиняных горшков (или их изображения). Обсуждаем: какие типы изображений встречаются чаще всего, как они располагаются относительно друг друга, всю ли поверхность сосуда занимает декор, какие цвета используют гончары, расписывая изделия.

2. Этап творчества - создание эскиза орнамента для глиняного горшка. На листах бумаги коричневого цвета каждый из детей прорисовывает контуры своего глиняного сосуда. Вырезаем заготовки. Выбираем любой изобразительный материал: гуашь, мелки, пастель (возможно сочетание различных материалов). Рисуем свои эскизы орнамента.

3. Этап рефлексии, в ходе которого дети представляют свои работы и подводят итоги творческой деятельности.

Созданные изделия «выставляются» на рукотворную полку для посуды (на магнитной доске приготовлена предварительно нарисованная, вырезанная из бумаги и расписанная детьми на других занятиях посудная полка). Цветные магнитные держатели

органично вписываются в орнаментальные рисунки посуды и не мешают целостному восприятию работ.

Рассматриваем эскизы. Обсуждаем, может ли декор посуды определить его использование. В каких случаях посуда становится «повседневной», «праздничной»? Может ли глиняный горшок стать

«украшением интерьера»?

В заключение детям, заинтересовавшимся процессом создания

посуды, предлагается:

- дома вместе с родителями раскрасить свой глиняный сосуд (например, акриловыми красками);

- посетить Школу ремесел в Музее этнографии народов России.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!»Фотоотчет «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день!» Уважаемые друзья,коллеги и гости моей странички! Шестого марта в нашей группе прошел праздник, посвященный Международному женскому дню.

Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день»Фотоотчёт «Сегодня мамин праздник-сегодня мамин день» Каждый год в нашем детском саду- в конце ноября отмечается замечательный праздник "День матери". И мы вместе с ребятами готовимся к этому.

Конспекты цикла занятий по физической культуре в младшей группе «Ребята и зверята» Конспект 1 занятия «В гости к Мишке» Цель: упражнять детей в разных видах ходьбы, учить прыгать в обруч с места, упражнять в ползании внутри.

Конспекты подвижных игр для детей 2–4 лет 1. Подвижная игра «Светло – темно» Цель игры: учить детей бегать в заданном направлении, развивать ориентацию в пространстве. Оборудование:.

Конспекты подвижных игр «Солнышко и дождик. Поймай комара. Кто быстрее добежит до флажка» для детей 2–4 года 1. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Конспекты подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Бегите ко мне!» Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Конспекты прогулок для детей средней группы на июнь-1 неделяКонспекты прогулок для детей средней группы на июнь-1 неделя Прогулка №1 Наблюдения за солнцем. Цели: Расширить знания детей о роли солнца в жизни всего живого, развивать наблюдательность, любознательность.

Конспекты прогулок о наблюдениях за деревьями ко Дню деревьев (из опыта работы)Конспекты прогулок о наблюдениях за деревьями ко Дню деревьев (из опыта работы) Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию обзорную публикацию "Конспекты прогулок о наблюдениях.

Конспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьевКонспекты занятий и творческих работ детей и воспитателя о деревьях ко Дню деревьев (из опыта работы) Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию обзорную публикацию "Конспекты занятий.

Сегодня мы встречаемся с Капитошкой!Сегодня мы встречаемся с Капитошкой! Сегодня мы встречаемся с Капитошкой, так называют мои дети артистов,которые очень часто приезжают в наш детский сад. Они показывают детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты занятий «Мы сегодня гончары»
Опубликовано: 7 октября 2020 в 12:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты занятий «Мы сегодня гончары»» (включая файлы) размещена пользователем Камбарова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД