Соломина Юлия Николаевна
Конспект занятия по изготовлению поздравительной открытки «День матери» к дополнительной общеобразовательной программе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
отдел «Пластические искусства»
Разработка занятия №2. Поздравительная открытка «День матери»
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Цветная карусель»
Раздел «Примите поздравления»
(открытки к любому празднику, 1 год обучения.
Вид деятельности: аппликация
Возраст обучающихся: 6 – 10лет
Публикация «Конспект занятия по изготовлению поздравительной открытки „День матери“ к дополнительной общеобразовательной программе» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- День Матери, ноябрь
- День матери. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытка своими руками
- Открытки ко Дню матери
- Темочки
Автор: Соломина Юлия Николаевна
педагог высшей квалификационной категории
Оренбург, 2019
Цель: ознакомление обучающихся с технологией изготовления объёмной поздравительной открытки «День матери».
Задачи:
В области обучения:
- познакомить с историей возникновения праздника «День матери»;
- сформировать знания о технологии изготовления объёмной поздравительной открытки «День матери».
В области развития:
- развивать и совершенствовать ручную умелость, мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творчества, творческой самостоятельности;
-расширять сенсорный опыт (сравнение деталей по размеру, цвету, расположению по отношению друг к другу и к основе изделия);
-развивать познавательные способности: восприятие, творческое воображение, произвольное внимание;
- развивать интерес к искусству аппликации.
В области воспитания:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы, инструменты и оборудование:
• наглядный материал (образцы открыток)
• карандаши цветные
• карандаш простой
• цветная бумага
• ножницы
• линейка
• зубочистка
• клей
• музыкальное сопровождение (песни о маме)
Методы и приемы:
• словесные – беседа, рассказ, диалог, объяснение;
• наглядные – показ образцов открыток, рассматривание иллюстраций;
• практические - аппликация по собственному замыслу из бумаги.
Ход занятия:
№ Деятельность педагога Деятельность
воспитанника Время
1 Организационный этап
- Здравствуйте, ребята!
Занимайте места за столом. Дети отвечают на приветствие педагога. 2мин.
2 Основной этап:
Теоретический этап
Ребята! Отгадайте загадку:
В мире нет её роднее, справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо – лучше всех на свете…
Правильно, мама. День Матери – это замечательный и светлый праздник. К этому празднику мы будем делать открытки своими руками, и подарите своим мамам. Вообще этот праздник отмечается в России в последнее воскресенье ноября. Послушайте об истории возникновения этого праздника.
См. Приложение №1. Рассматривание образцов открыток, просмотр иллюстраций.
15мин.
3 А теперь, ребята, давайте немного поиграем.
Физминутка «Дружно маме помогаем».
См. Приложение №2. Дети выполняют упражнения.
2 мин.
4 Проходите на свои места.
Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать открытку панно, мы будем использовать разные материалы : бумагу, картон. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные, зубочистка.
А сейчас вспомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. Дети слушают, повторяют за педагогом правила при работе с колющимися и режущими предметами. 3мин.
5 Практический этап.
Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить объёмную поздравительную открытку. Приготовьте разноцветную бумагу.
Чтобы приготовить несколько цветов надо цветную бумагу нарезать на полоски по 3 мм в ширину и 15 см в длину.
Сложить полоски вместе и не доводя ножницы до противоположного края на 5 мм, нарезать бахрому. Далее, лист бумаги, отложенный для серединки цветков, разрезать на полоски, шириной 7 мм. Затем делаем серединки. Для этого нарезанные полоски накручиваем на зубочистку, подклеивая их концы, чтоб не разворачивались.
Далее подкручиваем полоски с бахромой, приклеиваем, зубочисткой нужно отогнуть лепестки.
Чтобы сделать листья, нарезаем бумагу зелёного цвета на полоски, шириной 10 мм. Каждую полоску накручиваем на зубочистку и даём ей «распуститься».
Подклеиваем конец и придаём форму листику, придавив большим и указательным пальцем одну её сторону.
Далее вырезаем поздравительный текст фигурными ножницами и приклеиваем.
Оформляя открытку, чередуем цветы по цвету в форме круга или овала, украшая лепестками. Дополняем открытку по собственному замыслу.
Приложение №3. Стихи о маме. Дети изготовляют последовательно открытку. 20 мин.
6 Итоговый этап.
Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения праздника «День матери»; познакомились с технологией изготовления объёмной поздравительной открытки «День матери».
Какие материалы, инструменты и приспособления необходимы нам в работе? Какие надо соблюдать правила при работе с колющимися и режущими предметами?
Занятие окончено. Дети отвечают на вопросы педагога.
Уборка рабочего места. 3 мин.
Приложения
Приложение №1
История возникновения праздника «День матери»
День матери - один из тех праздников, которые боятся случайно пропустить в суете повседневных забот. Этот праздник посвящен самой любимой и самой главной женщине, подарившей возможность жить и радоваться жизни - маме. Официально День матери в России начали отмечать в 1999 году, Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 30.01.98 г. N 120. Праздник отмечается в последнее воскресенье ноября. И хотя этот праздник отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.
Более чем в 60 субъектах Российской Федерации для матерей учреждены дипломы, медали, почетные знаки, звания и премии за достойное воспитание детей и особый вклад в реализацию региональной семейной политики, вручение которых также приурочено к этому замечательному празднику. В России уже несколько лет проходит Всероссийская социальная акция ко Дню матери, «Мама, я тебя люблю!». В предпраздничную неделю в рамках акции проходит ряд мероприятий, в частности раздача промооткрыток, которые можно отправить почтой или просто подарить маме.
Символом праздника в России является цветок незабудки. Такой выбор обусловлен мифом про целебные свойства неприхотливого цветка голубого цвета. Считается, что он возвращает память и возобновляет потерянные семейные связи.
Почитание матерей много веков назад существовало ещё в Древней Греции. Жители этой сказочной страны поклонялись в один из весенних дней Гее - матери всех богов. Древние кельты чествовали в праздничный день богиню Бриджит, а у римлян существовал трехдневный мартовский праздник, в который они воспевали родительницу своих покровителей - Кибеле.
В Англии ещё в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети, работающие в богатых домах, должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.
День Матери в Германии отмечается во второе воскресенье мая. В Тюрингии в средние века было воскресенье (обязательно весной, потому что весна - это начало жизни, а мать дарит эту жизнь, в которое посещали родственников и желали богатство и процветания. Отдельно и с большими почестями благословляли в этот день мать. Традиция ежегодного и общенародного Дня Матери пришла в Германию из США в начале XX века. Именно тогда и укрепился обычай праздновать его в мае. Впервые день матери в Германии был отмечен в 1923 году, как национальный праздник отмечается с 1933 года. Матерям дарят в этот день цветы, маленькие сувениры, приятные мелочи, неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи. Хотя главный подарок - это внимание. Взрослые дети посещают дом родителей и тем самым говорят им: «Мы вас не забыли и за все будем вам благодарны».
В Австралии День Матери отмечают с удовольствием. Австралийский День Матери совпадает с американским - второе воскресенье мая - и празднуется очень похоже. Этот день австралийцы используют для того, чтобы выразить искреннюю благодарность и признательность своим матерям. Взрослые дарят серьезные подарки, малыши - цветы и открытки. Как и в США, в Австралии прижилась традиция носить в этот день на одежде цветок гвоздики.
В Бразилии ежегодно каждое второе воскресенье мая, отмечают День матерей. Впервые женский день был проведен по инициативе христианской ассоциации «Порто Алегре» 12 мая 1918 года. В 1932 году президент страны Жетулио Ваграс официально подтвердил данную дату как праздничную.
В Италии день матери празднуют 10 мая. В этот день все дети несут своим мамам цветы, сладости, небольшие подарки, чтоб ещё раз выразить им свою любовь и благодарность.
Мамин день в Канаде (второе воскресенье мая) - это не просто передвинутая на более теплый и ласковый месяц май версия «8 Марта» - Международного женского дня. Возникновение этого праздника также результат неустанных усилий американки мисс Анны Джарвис из Филадельфии. В этот день, как и у нас 8-го Марта, дарят мамам подарки, делают им всякие приятные сюрпризы и даже освобождают от обязанности мыть посуду.
День Матери - праздник, ежегодно отмечаемый в Китае также во второе воскресенье мая. Это день памяти о матерях, когда воздается должное их труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. В День Матери китайцы поздравляют своих матерей, преподносят им цветы и подарки. В некоторых городах взрослые дети устраивают для матерей утренники с постановками, накрывают стол с обильным угощением для всех присутствующих.
Приложение №2
Физминутка «Дружно маме помогаем».
(Дети движения выполняют по тексту).
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Приложение №3
Стихи о маме.
Николай Алексеевич Некрасов «Мать»
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы.
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою.
И вам судьбы своей не избежать!"
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее - тернового венка.
Вероника Тушнова «Мать»
Она совсем немного опоздала,
спеша с вокзала с пёстрым узелком.
Ещё в распахнутые окна зала
виднелось знамя с золотым древком,
ещё на лестнице лежала хвоя,
и звук литавр, казалось, не погас.
Она прошла с дрожащей головою,
в глухом платке, надвинутом до глаз.
Она прошла походкою незрячей,
водя по стенам сморщенной рукой.
И было страшно, что она не плачет,
что взгляд такой горячий и сухой.
Ещё при входе где-то, у калитки,
узнала, верно, обо всём она.
Ей отдали нехитрые пожитки
и славные сыновьи ордена.
Потом старуха поднялась в палату, -
мне до сих пор слышны её шаги, -
и молчаливо раздала солдатам
домашние ржаные пироги.
Агния Барто «Разлука»
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.
Иван Бунин «Матери»
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?
Список литературы
1. Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО и методы психолого-педагогические диагностики [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-44с.
2. Евладова Е. Б, Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование
детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М. :
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 352 с.
3. Макеева, Т. Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т. Г. Макеева. - М., Академия развития, 2015. -146с.
4. Программа педагога дополнительного образования : От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. - М. : Айрис-пресс, 2013. - 176 с.
5. Кайгородцева М. В. Методическая работа в системе дополнительного образования. Материалы, анализ, обобщение опыта, 2016.
6. Чуракова, Р. Г. Программы по учебным предметам 1-4кл [Текст]. / Р. Г. Чуракова. -М. : Академкниг. Учебник, 2014.-145с.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Богатеева, З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента [Текст] / З. А. Богатеева. – М. : Академия развития, 2014.- 350с.
2. Бойко, Е. А. Квиллинг, или бумажная филигрань [Текст] / Е. А. Бойко. - М. ,2015. - 44с.
3. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги [Текст] / Б. Г. Гагарин. - Издательство Ташкент, 1988.-54с.
4Геронимус, Т. М. Мастерская трудового обучения в младших классах [Текст] / Т. М. Геронимус. – М. : Новая школа, 2014. -112с.
Геронимус, Т. М. Правила безопасности труда и личной гигиены для учащихся 1 – 4 классов в процессе трудовой подготовки Текст] / Т. М. Геронимус. - М. : Новая школа, 2014. -116с.
Диагностические методики изучения личности воспитанника УДО [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2015.-62с.
Изобразительное искусство. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург, ДТДИМ,2013.-42с.
Искусство – детям. Учебное пособие. - М. : Мозаика-синтез, №07, №8, №9, №10, №11-2013.
Макеева, Т. Г. Диагностика развития школьников: психологические тесты. / Т. Г. Макеева. - Ростов на Дону: Феникс,2014.-86с.
Макеева, Т. Г. Диагностика мышления младшего школьника [Текст]. / Т. Г. Макеева. - М., Академия развития, 2014. -146с.
Новикова, И. В. Аппликация из природных материалов [Текст]./ И. В. Новикова. – Ярославль: Академия развития, 2016.-69с.
Петрушина, С. В. Вырезаем силуэты [Текст]. / С. В. Петрушина. – М. : Ассоциация 21век, 2016. -48с.
Проснякова Т. Н., Е. А. Мухина. Методические рекомендации к учебнику "Технология". - М. ,2015.-124с.
Романина, В. И. Дидактический материал по трудовому обучению [Текст]. / В. И. Романина. - М. : Мозаика-синтез,2015. -97с.
Ситникова,Т. Н. Интегрированные уроки в 3классе [Текст]./ Т. Н. Ситникова. - М. ,2014.-134с.
Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст].2-е изд., стереотип. / авт. - сост. [Н. А. Тараканова], - Волгоград: Учитель,2015.-144с.
Смакова, А. Г. Дополнительная образовательная программа "Радуга" [Текст]. / А. Г. Смакова. - Оренбург,2009. -46с.
Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология [Текст]. / Е. А. Сорокоумова. - М., Ассоциация 21век, 2016.-165с.
Тестопластика. Базовый образовательный минимум [Текст]. – Оренбург: ДТДИМ,2013.-26.
Феоктистова, В. Ф. К здоровью через движение [Текст]. / В. Ф. Феоктистова. - Волгоград, 2015.-77с.
Федотов, Г. Я. Поделки из природных материалов [Текст] / Г. Я. Федотов. – М. :АСТ-ПРЕСС,2015.-94с.
Черныш, И. В. Удивительная бумага [Текст] / И. В. Черныш. - М. :АСТ-ПРЕСС,2015.-69с.
Цирулик,Н. А., Проснякова,Т. Н. Умные руки [Текст]. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2015.-135с.
Цирулик,Н. А. ,Проснякова,Т. Н. Уроки творчества [Текст]. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - М. ,2014.-144с.
Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах [Текст]. / И. К. Щеблыкин. – М. : Ассоциация 21век, 2016.-133с.
Ячменева,В. В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 -14 лет [Текст]. / В. В. Ячменева. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2016.-69с.