Александрова Наина Михайловна
Конспект учебного занятия для дошкольников «Богородская игрушка и ее глиняные напевы»
▼ Скачать + Заказать документы
Богородская игрушка и ее глиняные напевы
Александрова Наина Михайловна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО – РДДиЮ Советского района
Педагогический стаж – 2 года
Номинация – молодой педагог дополнительного образования
Педагогическое кредо Шершавую поверхность глины тронь -
и положите созданную игрушку на свою ладонь!
Разработка учебного занятия
«Богородская игрушка и ее глиняные напевы»
Публикация «Конспект учебного занятия для дошкольников „Богородская игрушка и ее глиняные напевы“» размещена в разделах
Цель: развитие творческих способностей и умений ребенка средствами освоения традиционных технологий изготовления глиняной игрушки.
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить детей с историей возникновения Богородские игрушки;
знакомить учеников с природной глиной и ее использованием в процессе художественного творчества (лепки);
познакомить с основными развивающими функциями лепки.
2. Развивающие:
развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
развивать навыки работы с материалами для лепки, при освоении приё мов лепки: ощипывания, скатывания, раскатывания, сплющивания;
развивать эстетический и художественный вкус.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к лепке, как виду художественного творчества.
Используемые технологии:
Игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология проектного обучения.
Материалы и оборудование:
Готовое изделие – образец, основа для композиции, глина, кисть №1, №2, гуашь, вода, салфетки, непроливайка.
Планируемые результаты:
узнают историю возникновения богородских игрушек;
сформируют представление о технологических возможностях глины и ее использовании в процессе художественного творчества (лепки);
узнают основные развивающие функции лепки;
интерес к лепке из глины, как виду художественного творчества.
Ход занятия.
Этапы занятия Действия педагога Действия детей, предполагаемые ответы детей
I. этап занятия
Цель: определение темы занятия. 1) Добрый день, уважаемые ребята!
Меня зовут Наина Михайловна, эти 40 минут мы проведем вместе.
2) Задание детям.
Ребята, послушайте фрагмент музыкального произведения, назовите его:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
3) Чем является для нашего народа гимн России?
4) Какие официальные символы России можете назвать еще (Достает коробочку с флагом и гербом России)
5) В строках прослушанного гимна звучали такие строки – Богом хранимая наша страна.
На Руси есть игрушки, которые принесли славу нашей стране, сделали ее узнаваемой, одна из них имеем родство по звучанию со словом БОГ, и изготовлены в Сергиевом Посаде, назовите ее. 1) Знакомятся с педагогом.
2) Слушают, исполняют гимн России. Отвечают на вопрос: это гимн России
3) Гимн – это один из главных символов России.
4) Герб, флаг – официальные символы страны
5) Богородская игрушка.
II. этап Погружение в тему
Цель: знакомство с историей создания богородской игрушки 1) Сегодня, я хочу вас познакомить с очень интересными Богородскими игрушками.
Богородская игрушка создана народными умельцами.
Недалеко от города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское.
Такое интересное название получило село от того, что когда-то в этих глухих местах проживал Сергий Радонежский, преданный БОГУ человек. Он много времени проводил в молитве, практически целый день. Во сне увидел место с иконой Богоматери, нашел его и построил монастырь.
Для местных ребятишек вырезал из дерева игрушки и дарил их, так их и прозвали богородскими.
В этом селе жила семья. В семье было много детей, а игрушек не было. Задумала мать позабавить своих деток, и сшила им из ткани куклу. Через несколько дней дети разорвали игрушку.
Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась.
Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила, и отвез отец ее на ярмарку. Игрушка понравилась одному купцу, и он заказал крестьянину целую партию таких же игрушек. С тех пор и появилась богородская резьба в других регионах России.
С помощью игрушек на Руси рассказывали сказки.
Богородскую игрушку вырезали не из всякого дерева, а только из липы, или других мягких пород дерева. Древесина высыхала в течение трех лет. Делали это для того, чтобы не было трещин. И только потом приступали к работе. Мастер брал заготовку, осматривал её внимательно, потом с помощью инструментов придавал ей форму и только после этого начинал создавать узор на будущей игрушке.
В некоторых городах и сёлах и поныне живут мастера, которые делают красивые вещи из дерева. В селе Богородском близ города Сергиева Посада, в Московской области, живут умельцы, которые с давних времён делают деревянные игрушки.
2) Посмотрите на нашей выставке представлены некоторые из них.
Для изготовления таких игрушек мастера используют древесину мягких пород деревьев (липа, осина, она легко режется ножом и позволяет передавать даже самые мелкие детали (шерсть, перья, щёки, когти).
Богородские игрушки – это фигурки, которые изображают жителей села, всадников, а также домашних животных, птиц, зверей. Мастера обычно изображают их за каким- то делом. 1) Слушают, рассматривают на презентации образцы богородской игрушки.
2) Рассматривают выставку.
III.этап
Физминутка – гимнастика для глаз.
Цель: отдых для глаз
1) А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись! 1) Выполняют гимнастику глаз
IV.этап целеполагание. Подготовительный этап к практической работе.
Цель: подготовительный этап к лепке фигуры медведя.
Рассказ педагога сопровождается презентацией. 1) Самые популярные игрушки из дерева связаны с медведем. Медведь – неофициальный символ России. Богородские скульптуры изображали его добрым, работящим, в движении. Обычно медведь - игрушка выполняет какую – то работу – бьёт по наковальне, наигрывает на балалайке, играет в футбол и даже улетает в космос. Он всегда добродушный, веселый, как в сказках или мультфильмах. Сегодня вы попробуете себя в роли Богородских мастеров и будете лепить медведя так, чтобы он был похож на Богородскую игрушку.
Богородские мастера вырезают игрушки из дерева, а мы с вами будем лепить их из глины с помощью стеки. Лепить будем комбинированным способом. Этот способ позволит нам сделать игрушку похожую на настоящую скульптуру.
2) Разогрев рук:
Теперь давайте подготовим наши ладошки и пальцы к работе. Разогреем ладони о пальцы. Крепко прижмем ладони друг к другу и сильно потрем вверх-вниз.
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Крепко, крепко, крепко трём,
Разогреться им даём.
Мы с мизинца начинаем,
Большим пальцем растираем,
По спирали вверх идём,
Так все пальцы разомнём.
Вот какие у нас стали тёплые пальцы. Хорошо мы их подготовили. 1) Настраиваются на работу с глиной
2) Слушают указания, растирают руки, идет подготовка к практической части, к лепке.
V. этап
Практическая работа
Цель: лепка медведя
1) А сейчас я предлагаю вам заняться лепкой и слепить Медведя.
Для лепки нам потребуется:
- глина;
- клеёнка для раскатывания глины;
- деревянный ножик, который называется «стека»;
- вода, для смачивания рук и замазывания трещин на глине;
- салфетки, чтобы вытирать руки.
Существует три основных способа лепки из глины :
- Первый способ – это способ пластический, когда из одного куска глины вылепливают, «вытягивают» всё изделие.
- Второй способ – конструктивный. При использовании этого способа все детали изделия, например, руки, ноги, уши лепятся отдельно и потом соединяются между собой.
- Третий способ – комбинированный. В нём применяются пластический и конструктивный способы.
Мы будем лепить нашего Мишку способом комбинированным.
2) Для начала мы берём кусок глины, вымешиваем его до однородной массы. Разделим наш кусок глины на две неравные части. Одна часть побольше, одна поменьше.
Ту, что поменьше отложим в сторону, а из большей скатаем «колбасу».
Разрежем стеком нижнюю часть «колбасы»
Это будут задние лапы нашего Медведя, или «ноги».
Вылепим «ноги», в верхней части наметим шею, сформируем голову и пальцами вытянем медведю морду, вылепим ушки
Теперь возьмём оставшийся кусочек глины, чтобы сделать из него передние лапы, или «руки».
Скатаем колбаску, разделим на две части и по очереди «примажем» к телу Медведя, сначала одну, затем другую.
Наш Медведь почти готов! Осталось «замазать» трещины и вылепить хвостик. Хвостик слепим отдельно и приклеим сзади.
Вот теперь наш медведь готов! Теперь просушиваем примерно сутки, если имеется муфельная печь для обжига керамики, то обжигаем, но можно просушить и раскрасить гуашью. 1) Слушают, анализируют, запоминают.
2) Дети смотрят на то, как делает педагог и лепят из глины своего мишутку.
VI. этап - Рефлексия
Цель: оценивание работ 1) Поставим маленького мишутку в одну сторону, взрослого медведя - в другую.
2) Чем отличается фигура взрослого животного от малыша?
3) Оцените свою работу, презентуя ее ребятам, которые находятся рядом с Вами, прорекламируй ее так, как будто ты на ярмарке распродажи.
4) Какой этап занятия вам больше всего понравился?
5) Какой этап работы для вас оказался сложным?
1) Выставляют свои работы на выставочную панель.
2) У маленького медведя голова больше, у взрослой пропорции туловища и головы другие.
3) Дети оценивают свои работы и работы своих товарищей.
4) Дети анализируют занятие, отвечают.
5) Высказывают свое мнение.
VII. этап Домашнее задание
Цель: развитие творческих индивидуальных способностей ребенка 1) Ребята, к следующему занятию предлагаю вам подумать о том, какая история приключилась с вашим медведем.
2) Ждем ваших историй.
3) Ваши поделки отправляются на просушку. Пока сохнут ваши фигуры и ждут второго этапа – раскрашивания. Подумайте, каким образом вы это сделаете. Помните, что богородская резьба – это работы, выполненные без росписи красками.
4) Посмотрите еще раз на выставку богородских игрушек, подумайте о том, как свои игрушки сделать яркими, нарядными, богородскими! 1) Слушают задание.
2) Задают вопросы, если возникли затруднения.
3) Укладывают в шкаф для просушки.
4. Рассматривают богородские игрушки.
Оценка экспертов по возможностям тиражирования и использования практики: Ограничена рамками учебного предмета
Ограничена рамками предметной области
Не ограничена