Ирина Невзорова
Сценарий образовательной ситуации по рисованию «Бабочки — красавицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1)Формировать умение передавать в рисунке окраску бабочек используя технику рисования штрихом
2)закрепить представления детей о жизни бабочек;
3) доставить детям радость от процесса рисования штрихом; развивать эстетический вкус; творчество, воображение; мелкую моторику пальцев рук;
4)воспитывать желание работать с простым карандашом и красками, заботливое отношение к объектам живой природы.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации по рисованию „Бабочки — красавицы“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Рисование
- Бабочки. Сценарии развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Рисование
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Рисование. Все материалы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал: аудиозапись шелест луга, картинки бабочек и их превращением на свет, магнитная доска, магниты, трафареты бабочек из альбомной белой бумаги, банки с водой, простой карандаш, гуашевые краски, палитра, кисти, салфетки, подносы.
Предварительная работа: беседы на тему «Какие бывают бабочки» презентация «Бабочки», рассматривание бабочек на открытках, просмотр мультфильма: «Кто живёт на лугу». Рассматривание иллюстраций с бабочками в энциклопедии. Чтение Нина Стефонович «Чудо на ладони», «Бабочка» В. Г. Сутеев, «Жареные камушки», Гергий Бязырев «Сказка про бабочку», энциклопедия «Бабочки» и т. д. Лепка (пластилинография) :«Павлиний глаз». Конструирование из рулончиков: «Бабочка-Лимонница». Рисование «Поляна для бабочек».
Дидактические игры по теме: «Найди пару»,»Составь узор», «Лишняя картинка», «Разрезные картинки», «Превращение».
Ход занятия
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
-Здравствуй, Небо! (руки поднять вверх)
-Здравствуй, Солнце! (руками над головой описать большой круг)
-Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на ковер)
-Здравствуй, планета Земля! Руками сделать круг перед грудью
-Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в садик у двери нашей группы я нашла письмо. Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Кто же это нам прислал письмо?
Дети предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Давайте его прочитаем:
«Здравствуйте ребята!
Пишет вам Фея Бабочек. У нас в волшебной стране случилась беда. налетел сильный ураган на поляну и с моих подружек бабочек сдул с крыльев разноцветные чешуйки и они стали белые, теперь они погибают без окраски. Я знаю что вы умеете рисовать. Помогите нам, пожалуйста, сделайте так что бы мои подружки стали опять красавицами»
Воспитатель: Ну что поможем Феи Бабочек?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а сможете?
Ответы детей.
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания о бабочках (на примере 8 насекомых)
Воспитатель: У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам очутится в волшебной стране на поляне Феи Бабочек, но сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произносим, сразу окажемся там
Встаем беремся за руки, все вместе произносим слова:
(Под музыку шелеста луга)
Детский сад наш изменился,
Он в поляну превратился.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем Феи помогать!
Игра «Собери, назови и расскажи»
Цель: закреплять знания детей о бабочках
Дети делятся на команды по 2 человека. Детям раздаются разрезанные карточки с изображением бабочек (лимонница, крапивница, павлиний глаз, капустница, махаон, адмирал, голубянка. репейница). Дети складывают, называют и рассказывают о внешнем виде бабочки.
Ответы детей:
Адмирал. Имеет средний размер около 55 мм с бархатной поверхностью и ярким окрасом из белых пятен с красной полосой.
Павлиний глаз. Большая бабочка, имеющая размер до 150 мм с ярким окрасом красно-коричневого цвета с рисунком в виде глаз в уголках крыльев. Этот рисунок защищает насекомое, отпугивая врагов.
Махаон. Исчезающий вид бабочек. Разноцветный вид насекомых, с хвостиками на нижних крыльях, самыми привлекательными являются махаоны с желтым окрасом и чёрными пятнами и прожилками.
Капустница. Бабочка, самцы которой имеют белый окрас с черными точками, самки — ярко-желтые. Величина составляет около 65 мм. Питаются растениями.
Лимонница. Представитель этого вида имеет желтый окрас, а самка — бело-зеленый. Их объединяет расположенный в центре круг красного цвета. Крылья выполнены очень необычно, с имитацией обрезанных ножницами концами. Размер ее около 55 мм.
Крапивница. Одна из первых весенних бабочек. Её яркие крылья можно заметить уже в апреле. Окрас у крапивницы пёстрый, на оранжевом фоне расположены большие чёрные пятна, а края крыльев обрамлены маленькими голубыми пятнышками. Своё название крапивница получила потому, что откладывает яйца на нижнюю сторону листьев крапивы. Эти же листья едят вылупившиеся из яиц гусеницы
Голубянка. Своё название бабочка получила потому, что крылья её ярко - голубого цвета. Голубянки не всегда оправдывают своё название. Соответствующий цвет часто имеют лишь самцы. Самки окрашены в скромные бурые тона. Отличительная черта всех Голубянок – пятна на нижней стороне крыльев. Обитают рядом с питательными растениями. Гусеницы многих Голубянок питаются травами (например, щавелем или клевером)
Репейница. Окраска буровато-розовая или рыжеватая, с черными пятнами, вершина передних крыльев черная с белыми пятнами, обратная сторона крыльев темная. Репейница — одна из самых известных бабочек-путешественниц. Воспитатель: Ребята, как мы уже знаем, в стране бабочек случилась настоящая беда, что же делать, как им помочь? А ведь мы с вами умеем рисовать. Чешуйки у бабочек похожи на маленькие штрихи. Значит мы с вами будем их рисовать в технике штриха.
Скажите чем можно рисовать?
Ответы детей: Красками, карандашами, мелками и т. д
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания; формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя
Воспитатель: - Садитесь за столы и можете начинать работу.
Возникает затруднение.
Воспитатель: - Вы смогли нарисовать бабочек в этой технике?
Ответы детей: Не смогли.
Воспитатель: - Почему не смогли?
Дети: Потому что мы не знаем, как рисовать в технике штриха.
4 Открытие нового знания.
Дидактические задачи: 1) Формировать умение передавать окраску бабочек используя технику рисования штрихом.
2)формировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия, опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»
Воспитатель: - Значит, что нам надо сделать, чтобы научиться рисовать в технике штриха?
Дети: Узнать и научиться, как рисовать в технике штриха
Воспитатель: Как можно узнать и научиться?
Дети: Можно прочитать в Энциклопедии. Можно спросить у друзей или родителей. Можно посмотреть в интернете. Можно узнать у воспитателя.
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает и показывает технику рисования штрихом : чтобы нарисовать бабочек в технике штриха, надо простым карандашом сделать эскиз – контурный рисунок. Начинаем с туловища. Оно состоит из трех частей: круглая головка, средняя часть и брюшко. На голове обязательно есть усики. Затем рисуем крылья. Потом берем кисточку, палитру, краски и начинаем рисовать наших бабочек штрихами по эскизу.
Узоры на крылышках бабочек могут быть самыми разными. Недаром бабочек считают похожими на цветы. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы — так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Воспитатель: - С чего же вы начнёте работу?
Дети проговаривают свои действия: «Нанесём карандашом эскиз, нарисуем туловище, голову, брюшко, крылья. Потом приступим к рисованию бабочки краской»
Воспитатель: - А теперь можете приступать к работе. Думаю, что бабочки получаться просто красавицы.
Дети рисуют бабочек в технике штриха простым карандашом. В процессе работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1. Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию и воображение.
Воспитатель: - Ребята мы с вами сделали эскиз простым карандашом и немного устали, давайте отдохнем! Полетаем как бабочки!
Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась, (Руки разводят в сторону, потягиваются)
Улыбнулась, потянулась! (Улыбаются, Руки вверх, потягиваются.)
Раз - росой она умылась, (Руки к лицу и опускаются по телу вниз.)
Два - изящно покружилась (Руки на пояс, повороты туловища.)
Три - нагнулась и присела (Нагибаются, приседают.)
На четыре - улетела. (Руки в стороны, бег на носочках.)
Солнце утром лишь проснется, (Руки вверх, опускают через стороны.)
Бабочка кружит и вьется. (Кружатся на носочках)
Сядет тихо на цветок, (Вытягивают указательный палец)
Пьет она душистый сок. (правой руки и вращают им, затем
то же самое — пальцем левой руки.)
Часть 2
Дидактические задачи: доставить детям радость от процесса рисования в технике штриха; развивать эстетический вкус, воображение, творчество и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитатель: Ребята мы с вами отдохнули, а теперь нам нужно раскрасить бабочек красками по эскизу Давайте продолжим нашу работу.
Дети садятся за столы. Самостоятельно выполняют работу красками.
6 Осмысление.
Дидактические задачи: фиксация достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
Воспитатель собирает детей около себя: Ребята давайте посадим наших бабочек-красавиц на полянку. (Дети берут своих бабочек и выкладывают на ковер)
Воспитатель:
Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись,
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!
(С. А. Антонюк)
Воспитатель: Вот и навели мы порядок в сказочной стране. Помогли Феи Бабочек и спасли ее подружек - бабочек. Стали они опять красавицами! Нам пора возвращаться в садик.
Отправляемся назад
Поляна изменяется
В нашу группу превращается.
-Где были? (в сказочной стране на поляне)
-Кому помогали? (Феи Бабочек и бабочкам)
-Чем занимались? (рисовали бабочек)
-В какой технике вы их рисовали? (в технике штриха)
-Как вам это удалось? (Мы узнали, как рисовать в технике штриха)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что сегодня вы получили очень нужные знания и смогли научиться рисовать на камнях. Вы были любознательны. Мне очень приятно, что у вас, получается, самостоятельно узнать и научиться, чему то новому и интересному.