Романюта Татьяна Петровна
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Теплые домики» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Теплые домики» для детей старшего дошкольного возраста
Приоритетная образовательная область: «Познание»
Задачи:
1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни птиц ранней весной.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Теплые домики“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Расширить знания детей о состоянии растений ранней весной (увеличение роста, на деревьях и кустарниках появляются почки).
В интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество» : приобщение к нормам и правилам поведения через ознакомление с природой ближайшего окружения, развитие всех компонентов устной, связной речи.
1. «Коммуникация» : развитие свободного общения взрослого и ребенка, обогащение словарного запаса детей названиями скворечник, береста.
2. «Чтение художественной литературы» : приобщение к словесному искусству.
3. «Безопасность» : приобщение к правилам безопасного поведения для окружающего мира природы, формирование предпосылок экологического сознания.
4. «Художественное творчество» : развитие продуктивной деятельности детей.
Оборудование: письмо от перелетных птиц; белочка (ребенок); корзинка с загадками; стенд с гнездами птиц, картинки с изображением перелетных птиц; запись «Голоса птиц»; «Голоса леса»; ширма с изображением весны; пластилин, шаблоны птиц, для изготовления в технике пластиллинографии.
Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке; работа с календарём природы; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин с изображением весенних пейзажей; чтение произведений и разучивание стихотворений о весне; беседы о перелётных и зимующих птицах; разучивание дидактических игр «Детки и ветки», «Угадай дерево по описанию».
Воспитатель :
- Здравствуйте, ребята, совсем недавно мы с вами встречали Весну и праздновали день рождения Солнца, а сегодня необычный праздник, День птиц!
- Как вы думаете, почему этот праздник отмечают весной, а не зимой, правильно, потому, что только весной к нам возвращаются, перелетные птицы.
- А теперь послушайте загадку:
«Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
На экране появляется слайд весеннего леса.
Воспитатель : Сегодня, мы отправимся в гости в лес ранней весной и узнаем, кто там живет?
Познавательный фильм про цветы первоцветы ранней весной.
Основная часть.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Воспитатель :
- Вот и лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.)
- Посмотрите вокруг. Правда, в этот лес пока не пришла весна.
Что вы видите? Еще лежит снег.
-Что же здесь случилось?
- Слышите. Кто-то плачет?
- Это белочка, давайте с ней поздороваемся.
Белочка.
-Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы пришли, помогите нам, злая колдунья заколдовала наш лес и теперь весна не хочет к нам приходить.
- Поможем, ребята? Для этого надо выполнить задания.
Первое задание. Кто самый главный житель леса? (Деревья.)
- Почему вы так думаете?
(Деревья – это основа леса. Они выделяют кислород, необходимый для чистого воздуха, являются жильём и убежищем для зверей и птиц).
- Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
- У нас есть фотографии деревьев, нужно рассказать о них.
- Молодцы, с первым заданием справились, теперь следующее задание.
- У каждого дерева есть листья и семена. Давайте поиграем в игру «Детки и ветки».
«Детки», разбирайте семена. «Ветки», берите свои листики.
(«Детки» встают во внутренний круг, а «ветки» - во второй круг с внешней стороны) Под музыку дети водят хороводы в разных направлениях. Как только музыка останавливается, собираются парами – лист от дерева и семена - и вместе вешают «ветки» и «деток» на нужное дерево).
- Вот мы украсили самых главных обитателей леса. Посмотрите, как сразу стало уютнее и наряднее в лесном весеннем доме. А деревья такие красивые, что стихи сами так и просятся.
Второе задание.
(Дети читают стихи про деревья).
1. Дуб дождя и ветра,
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закалённый.
2. Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит верно,
Что весна пришла.
Это значит верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый,
Прилетел скворец.
3. «Плакучая ива».
Как звучно.
красиво.
Народное слово —
Правдивое диво.
Но видно, в природе,
Не всё справедливо —
Должна быть счастливой
Плакучая ива!
4. На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел,
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины,
Поёт, на солнышке сверкая:
– Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!
Звучит запись щебетания птиц.
Воспитатель : Дети, послушайте, слышите, птицы к нам летят, интересно, какие?
Влетают птицы.
Грач, сорока, журавль, иволга, скворец.
Все птицы здороваются.
Грач:
- По секрету я скажу и с грачами я дружу, я птица грач, самый первый вестник весны, у меня большой мощный, черный клюв, штанишки из перьев.
Мы самые незаменимые санитары хлебных полей. Но самое лучшее лакомство это – кукуруза, которой мы угощаем своих птенцов.
Сорока:
-У меня есть прозвище – белобока, потому что по бокам перышки у меня белые, а голова крылья и хвост черные. У меня, есть привычка красть и прятать блестящие предметы. Гнездо я строю из сухих ветвей, покрываю их слоем глины и грязи, а затем листьями, стеблями, шерстью. Еду я люблю разную, но больше люблю ягоды и фрукты.
Журавль:
- Я птица-журавль, Серый, очень люблю охотиться днем на лягушек, а ночью стою на одной ноге, в центре водоема и ни один хищник не может меня достать. Если не смогу поймать лягушку, могу поесть и ягоды, и корешки.
Иволга: - Я самая красивая птица и лучшая певунья в лесу. Люблю поклевать пауков, гусениц и вредных насекомых. И еще у меня самое красивое гнездо, его я делаю из березовой коры, травы и веток. Еще я люблю купаться и особенно нырять.
Скворец: - Нет, лучший певец – это я, я все время летаю, а по земле хожу только тогда, когда ищу себе корм. На ночь мы собираемся в группы, так нам совсем не страшно. Каждый день люблю давать концерты, могу петь как синичка, могу и проквакать, промяукать, могу говорить и как человек.
Прикрепляем на доску изображения птиц после рассказа. Третье задание. Игра «Теплые домики». На ватмане нарисованы гнезда птиц, дети должны подобрать к каждому гнезду определенную птицу и вставить в «домик» Четвертое задание. Игра «Кто быстрее соберет и назовет». Дети из разрезных пазлов собирают картинки перелетных птиц. Воспитатель : - Молодцы. Посмотрите, дети, все этажи лесного дома мы с вами заселили? Посмотрите, какой получился замечательный лесной дом.
- В лесу пять этажей. Пятый – это верхушка самых высоких деревьев. Подскажите, каких? (Сосен, елей, дубов)
- Четвёртый – кроны более низких деревьев. (Рябины, берёзы)
- На них расположились птицы и звери. Какие? (Белка, дятел)
- Третий этаж – кустарник и маленькие деревца. Этот этаж называется подлеском. Здесь почётное место занимают птицы. А второй и первый этажи – грибы и звери. Большое разнообразие растений можно встретить в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам.