Ольга Тюкина
Разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Новые бумажные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Новые бумажные истории.
Цель: Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами.
Образовательные области : Познание – формирование целостной картины мира; художественное творчество – аппликация; коммуникация, социализация – дидактические игры, здоровье – физкультминутка.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения бумаги.
2. Показать процесс изготовления бумаги.
Публикация «Разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей „Новые бумажные истории“» размещена в разделах
- Поделки из бумаги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах ;
4. Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой ;
5. Упражнять в изготовлении аппликации из мятой бумаги.
6. Развивать активный и пассивный словарь детей по теме.
7. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Оборудование:
Компьютер, презентация «Как делают бумагу», иллюстративный материал («Предметы из бумаги», «История бумаги в картинках»).
Квадратные листочки бумаги, ёмкость с водой, материал для аппликации.
Cхемы на каждого ребёнка для определения свойств бумаги.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Дети стоят около воспитателя.
-Ребята, давайте поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу.
1 часть.
Дети садятся на скамейку перед монитором.
-Ребята, сегодня нас посетил ещё один необычный гость.
Воспитатель обращает внимание детей на монитор компьютера. Там появляется Учёная Сова.
-Вы, конечно, узнали эту птицу. Это сова. Что вы знаете об этой птице? (зимующая птица, обитает в лесах, ведёт ночной образ жизни)
-Посмотрите, что она принесла нам? (лист бумаги). И это неспроста. Сегодня мы будем разговаривать о бумаге, узнаем, откуда она появилась, как её производят и познакомимся со свойствами бумаги.
-Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего нужна бумага? Вспомните, где применяется бумага? (Воспитатель выставляет картинки с изображением изделий из бумаги. Дети называют способы применения). Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть изделия из бумаги. Назовите их.
-Как вы думаете, бумага была всегда?
Педагог на доске составляет схему из картинок. (приложение 1)
-Древние люди рисовали на камнях.
Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне, чтобы закрепить текст.
Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку.
Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.
-Как же делают бумагу в наши дни? Об этом расскажет наша гостья - Учёная Сова.
Воспитатель показывает слайды с этапами изготовления бумаги. (Приложение 2) Презентация
1. Бумагу производят на бумажных фабриках. (слайд № 1)
Основным сырьем для производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.
2. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. (слайд № 2)
3. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту. (слайд № 3)
4. Затем на специальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажных волокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества. (слайд № 4)
5. После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители. (слайд № 5)
6. Бумажная масса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. (слайд № 6)
7. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. (слайд № 7) Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.
8. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. (слайд № 8)
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
Физкультминутка.
Как-то утром, спозаранку, Ходьба на месте
Появились на полянке:
Не грибы и не цветочки,
А бумажные листочки. Встать, ноги врозь, руки на поясе.
Все листочки собрались? Поворот головы вправо-влево
Не ленись, и подтянись!
Ну, пожалуй, мы начнем, Сгибать и разгибать руки перед грудью
Уголочки все загнет.
А теперь нетрудно нам Повороты влево-вправо
Все сложить их пополам.
Сверху – вниз, наискосок Наклоны наискосок
Загибаем уголок.
А теперь мы из листочков Приседания
Превращаемся в комочки!
Прыг да скок, прыг да скок, Подскоки на месте
Выпрямляется листок.
Мимо ветерок летит Упражнение на дыхание
И листочки шевелит.
Листки все в книгу соберем
И вместе мы ее прочтем.
2 часть
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги) .
Воспитатель показывает схему со свойствами бумаги. Дети называют свойства бумаги. (Приложение 3).
.А сейчас проведем первый опыт и попробуем доказать, что бумага мнется? (дети мнут бумагу)
У всех бумага смялась? У всех. Вот видите ребята, всю бумагу удалось смять. Сделаем вывод и выставляем весё лый Смайлик: «Бумага мнется».
А теперь проверим, можно ли порвать бумагу? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла?
Сделаем вывод и приклеиваем значок: «Бумага намокает и распадается». (Приложение 4)
Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.
Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.
3 часть
А сейчас поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал) .
На занятиях мы тоже учимся делать разные игрушки из бумаги. Давайте и сегодня поработаем с бумагой. Наша Учёная Сова показала нам много интересного и занимательного. Я предлагаю отблагодарить её.
Выставляет картину со стволами деревьев.
-Сделаем для нашей гостьи красивый зимний лес из бумаги.
Для этого используем свойство бумаги сминаться. Возьмите заготовки, сомните их и наклейте на картину. (Дети выполняют работу).
-Посмотрите, какой красивый лес у нас получился. Я думаю, что Учёной Сове он тоже очень понравился. И она с удовольствием проведёт в нём зиму.
А наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы играли, работали в мастерской и узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют –вся бумага мнется, рвется, намокает).
-Понравилось ли вам занятие? У вас на столах лежат смайлики. Покажите ваше отношение к проделанной работе.