Нина Панькова
Различия в психофизиологическом развитии, в чертах личности и социальном поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мальчик и девочка – такие разные. Пол ребенка предопределяет некоторые его психологические особенности, которые обязательно нужно учитывать в воспитании и обучении.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется инстинкт материнства, выражаю-щийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек его взаимоотношения с другими людьми. Чем старше становятся девочки, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям и поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, одежда). Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы и добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать и критиковать. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. У девочек сильнее развито произвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.
Публикация «Различия в психофизиологическом развитии, в чертах личности и социальном поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Мужчины обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, им меньше свойственны прилежание и усердие. Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности. Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они куда менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются различного рода травмы.
У мужчин больше и полезных, и вредных генетических отклонений. Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с ЗПР и т. п. значительно больше мальчиков.
Мальчики на 2 – 3 месяца позже начинают ходить, на 4 – 6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек.
Трудновоспитуемые дети чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, сделай, а в разговоре даже с годовалой девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, веселый).
Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.
Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов. Учитываем ли мы эти различия при воспитании детей разного пола?
Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины : дома – мама и бабушка, в детском саду воспитательница. Но вряд ли женщина может вырастить настоящего мужчину. Потому что у нее другой тип мозга и другой тип мышления.
Если мы вновь обратимся к рисункам детей, то увидим это яркое проявление особенностей мышления. Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает с ресничками, щечками и бантиками.
А как мальчики и девочки отвечают на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо и, отвечая, ищет в глазах подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. То же и в вопросах детей. Мальчики чаще задают вопросы ради получения какой-то конкретной информации, а девочки для установления контакта. Т. е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми.
Отмечают также, что и время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагог видит это по обращенным к нему глазам и строит занятие таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируется – то он по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на педагога смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Педагог сразу же заметил это, т. к. контакт с девочками у него налажен хорошо – он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снижать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для занятия материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т. к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная ак-тивность.
У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Но их ответы более однообразны. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т. к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдви-гают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики.
Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания велики. А это именно то, что требуют в школе. Минимальные требования к поиску и новаторству, максимальные – к тщательности исполнения. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть его самого на нахождение принципа решения.
Что касается эмоциональной сферы.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мужчины не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, они к этому не приспособлены и, чтобы не сломаться, просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.
Неправда, что мальчики не должны плакать. Мальчики порой более эмоцио-нально реагируют на происходящее, чем девочки, они более чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.
Эмоциональную чувствительность и тревожность маленьких мальчиков взрослые слишком часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого мужчину, у которого слишком силен запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем – он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.
А потом мы удивляемся, почему мужчины раньше умирают…
Итак, мальчик и девочка – это два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
И помня о том, что перед нами не просто малыш и ребенок, а маленькая девочка или маленький мальчик, самое главное – любить и уважать его. Любовью и уважением не испортишь ни того, ни другую!