Наталия Красильник
Различия в методах воспитания Мальчиков и Девочек
▼ Скачать + Заказать документы
Различия в методах воспитания МАЛЬЧИКОВ и ДЕВОЧЕК
Консультация педагога-психолога для родителей
Мальчики и девочки - два разных мира - по-разному выглядят и по-разному воспринимают информацию. Какой подход или схема постановки задачи должна использоваться с мальчиком и с девочкой, чтобы ребенок лучше понимал родителей и охотнее выполнял задания?
Публикация «Различия в методах воспитания Мальчиков и Девочек» размещена в разделах
Большинство методических пособий пестрит фразами-установками о том, что должен делать ребенок в год, два, три… семь и т. д. Причем разделения на пол практически не производится, даются лишь усредненные данные. Как будто такой «усредненный» ребенок не имеет права на свои особенности мышления, восприятия, памяти.
Специалисты знают, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, хотя последние более чутко реагируют на шум. Зрение тех и других также имеет свои особенности. Мальчики чаще опираются на дальнее зрение (играют в догонялки, бросают предметы в цель и т. д., а девочки – на ближнее (раскладывают перед собой предметы для игр - кукол, украшения, тряпочки). К тому же, девочки обладают повышенной кожной чувствительностью, поэтому их сильнее, нежели мальчиков, раздражает телесный дискомфорт.
Еще важный момент для полноценного физического и психического развития будущих мужчин – достаточно большое пространство. И если этого пространства недостаточно «по горизонтали», то мальчики активно осваивают его «по вертикали» (лазание по деревьям, лестницам, шкафам).
Даже рисунки на одну и ту же тему сильно различаются: мальчики больше изображают технику и делают упор на движении, а девочки чаще рисуют людей (в том числе и себя).
А теперь зададим себе вопрос: учитываем ли мы эти особенности при воспитании детишек разного пола? Думается, что почти не учитываем.
Проблема двоечников, хулиганов и трудновоспитуемых мальчишек также вызвана нашим неумением воспитывать и учить их. Тем не менее именно из мальчиков вырастает подавляющее число талантливых художников, врачей, ученых и инженеров. И с этим фактом не поспоришь.
Дело в том, что стратегия воспитания и обучения в детском саду и в школе рассчитана в основном на девочек, поскольку подавляющее число воспитателей и учителей - женщины. А мужской тип мышления, как мы понимаем, отличается от женского.
Отвечая на занятиях, мальчики смотрят на стол, на пол или куда-то в сторону, а девочки направляют свой взгляд на воспитателя, чтобы удостовериться в правильности своего ответа.
Мальчики склонны задавать вопросы, нацеленные на получение конкретных ответов («Будет ли у нас завтра рисование, конструирование, математика?»). Девочек же в этой ситуации больше волнует установление контакта со взрослым («А вы завтра снова к нам придете?»).
В младшем возрасте девочки зачастую сильнее мальчишек физически. Девичья речь лучше развита, но ответы более однообразны. Мальчики же мыслят более интересно и нестандартно, но не всегда достаточно хорошо умеют выражать свои мысли, поэтому их внутренний мир часто скрыт от взрослых. И, несмотря на внешнюю молчаливость и кажущуюся отстраненность, поиск новых решений идет в мальчишечьей голове непрерывно.
Девочки более аккуратны в выполнении работ и предпочитают типовые (шаблонные) задания, а для мальчика важно нестандартное решение задачи (иногда даже в ущерб правильным вариантам). Поэтому девочкам нужен четкий алгоритм решения задач, а мальчикам – принцип, благодаря которому эта задача решается.
Что можно и чего нельзя делать по отношению к детям разного пола?
1. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, и, учитывая, что они разные, не нужно ставить одних в пример другим;
2. Не стоит настаивать на том, чтобы мальчики были предельно аккуратными в выполнении задания;
3. Давая мальчикам задания (учебные или бытовые, непременно включайте в них упражнения на сообразительность;
4. Помните о том, что мальчики зачастую не показывают в полной мере свою эмоциональную чувствительность и тревожность;
5. Пытаясь сделать замечание девочке, постарайтесь спокойно объяснить суть допущенной ею ошибки, в противном случае ее эмоциональная реакция заслонит собой весь смысл разговора, а ваши претензии не будут поняты ребенком. А вот претензии к мальчику должны быть предельно краткими и точными, поскольку представители сильного пола менее расположены к длинным беседам, не умея долго удерживать эмоциональное напряжение. Нарушение этого правила приведет к тому, что ребенок перестанет вас слышать;
6. Капризы у девочек могут возникать без особой причины или по незначительным поводам (например, из-за небольшой усталости). А вот мальчики, капризничая, истощаются интеллектуально, т. е. временно становятся чрезмерно инфантильными (буквально «впадают в детство»);
7. Для любого ребенка - независимо от пола - чего-то не знать или не уметь относится к нормальному положению вещей. Помните: на то он и ребенок, чтобы научиться всему со временем.