Елена Петрова
Консультация «Растим говорунков»
▼ Скачать + Заказать документы
Многих родителей волнует вопрос: как развить речь ребенка? Почему малыш плохо разговаривает? Как в домашних условиях улучшить речь?
Часто с подобными вопросами родители приходят к воспитателям. Как же помочь? Предлагаю материал, который поможет педагогам ДОУ в оформлении наглядной консультации для родителей.
Публикация «Консультация „Растим говорунков“» размещена в разделах
Речь — это сложный психический процесс, который формируется только в процессе общения. То есть, если в семье с малышом разговаривают, эмоционально общаются, его речь будет развиваться в соответствии с возрастом, без отклонений. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития.
Родителям нужно обратить внимание на следующие факторы, влияющие на развитие речи ребенка.
1. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильного расположения верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
2. Особое внимание следует обратить на слух. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их.
3. Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
Факторы успешного речевого развития ребё нка в семейном воспитании:
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого должна быть образцом для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук (лепка, рисование, игры с конструктором и др.)
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком.
Для диагностики речи ребенка родители могут ответить на вопросы:
— Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком дома?
— Как часто читаете ребенку детские книги?
— Какими ласковыми словами Вы называете своего малыша?
— Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
— Отвечаете ли Вы на вопросы малыша?
— Часто ли Вы общаетесь, рассказываете ребенку об интересных событиях?
— Следите ли Вы за своей речью во время общения с ребенком? Допускаете ли в своей речи сюсюканья, жаргонизмы, правильно ли произносите слова?
Отвечая на эти вопросы, родители поймут, на что в процессе общения с ребенком нужно обратить пристальное внимание.
Родителям нужно помнить, что речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей). Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Таким образом, родители могут успешно формировать и развивать правильную речь ребенка.