Мария Дегтянникова
Использование кинезиологических упражнений и нейроигр в работе инструктора по физической культуре со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами своим опытом работы и проведу небольшой мастер-класс по теме
«Использование кинезиологических упражнений и нейроигр в работе инструктора по физической культуре со старшими дошкольниками».
Публикация «Использование кинезиологических упражнений и нейроигр в работе инструктора по физической культуре со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Цель моего мастер-класса: распространение педагогического опыта по использованию кинезиологических методов и нейроигр, как одну их форм двигательной активности с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи представлены на экране:
-познакомить участников-мастер класса с эффективными нейроиграми и кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
-вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность,вызывая интерес к данной проблеме;
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
-побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный настрой и интерес к занятию.
Хочется начать свое выступление с прекрасных слов.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!».Ж. Ж. Руссо.
Что может быть важнее собственного здоровья? Наверное, только здоровье наших детей. Наши дети – это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира.
Жизнь современного ребёнка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям. Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа которого была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны.
С каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается количество детей с разными нарушениями: задержка речевого развития, нарушение координации движений, гиподинамия, все эти дети нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, и вся нагрузка ложится на педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, инструктора по физической культуре. Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга. Поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.
Это побудило меня к поиску дополнительных технологий и решения проблемы. Я решила остановиться на методике нейроигр и кинезиологических упражнений и включении их в занятия и утреннюю гимнастику.
У нейропсихологических и кинезиологических играх и упражнениях одна и та же цель : развитие межполушарных связей.
Что такое нейроигры?
Нейроигры — это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр, нейроигры направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.
Нейроигра состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений.
Преимущества использования нейроигр на занятиях физической культуры :
1. Повышение мотивации. Нейроигры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях, используется игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность.
2. Развитие навыков командной работы. Нейроигры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству. Формируют партнерские взаимодействия между ребенком и педагогом.
3. Улучшение координации движений. Нейроигры требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.
4. Развитие когнитивных функций. Участие в нейроиграх стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений, развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, формируется правильное взаимодействие ног и рук, ребёнок учится последовательно выполнять действия.
Данная технология активно внедряется у детей на этапе подготовки к школе и детей с трудностями в обучении.
Этапы разучивания упражнений :
1. На начальном этапе обучения, разучиваю с детьми двигательные действия данных упражнений и игр.
2. Затем переходим к углубленному разучиванию упражнений.
Детям для развития координации и формирования межполушарных связей нужны упражнения для рук и ног с нарастанием сложности. С детьми нужно разучивать такие упражнения по частям, где изолированно тренируются руки, ноги, или туловище, а затем постепенно вводить объединяющие упражнения, с движением частей тела.
3. Закрепление и совершенствование двигательного действия.
В занятия и в утреннюю гимнастику включаю по одному или два в зависимости от сложности упражнений. Заниматься играми и упражнениями нужно систематически.
В утреннюю гимнастику, добавляю упражнения из нейробики.
1. Упражнения «Пояс-плечо» .
2.«Перекрестные шаги» – в первом случае нужно медленно шагать на месте, высоко поднимая колено и приближая к нему локоть той же руки (правый – к правому колену, левый – к левому). При перекрестных шагах к колену нужно тянуть противоположный локоть.
3.«Нарисуй знак бесконечности», или «Ленивая (лежащая) восьмерка» – в этом упражнении нужно медленно нарисовать в воздухе большим пальцем (рука согнута в локте, поднята на уровень глаз) знак бесконечности (лежащую горизонтально восьмерку). Взглядом при этом нужно следить за пальцем, а голова должна оставаться неподвижной. Более сложный вариант упражнения – рисовать фигуру сразу двумя большими пальцами (руки при этом сомкнуты в замок).
4.«Веселая обезьянка» – левой рукой нужно взяться за кончик носа, правая рука лежит на левом ухе. Отпускаем руки, хлопаем в ладоши и хватаемся левой рукой за правое ухо, а правой – за нос. Выполнять упражнение нужно как можно быстрее.
5.«Крабик» – еще одно веселое упражнение. Нужно ходить вперед-назад, а затем в стороны на четвереньках, но только опираться на пол нужно не руками и коленями, а руками и ступнями.
6.«Сова» – при этом упражнении левой рукой нужно крепко взяться за правое плечо. После этого следует повернуть голову, чтобы посмотреть через плечо назад, сначала через правое, затем через левое. Затем повторяют движения, взявшись правой рукой за левое плечо.
Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось вам еще рассказать об одной интересной и современной технологии.
Что такое кинезиология?
Кинезиология–— это наука о движении, которая относится к здоровьесберегающейтехнологии, она так же направлена на улучшение взаимодействия полушарий мозга, использование кинезиологических упражнений позволяет : укреплять здоровье, снижать усталость, утомляемость, раздражительность, улучшает психоэмоциональное состояние, повышает умственную работоспособность и т. д.
Цель:
активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших
полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение
мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий.
Задачи вы видите на экране:
-развитие межполушарной специализации;
-развитие межполушарного взаимодействия;
-развитие межполушарных связей;
-синхронизация работы полушарий;
-активизация работы мышц глаз;
-развитие дыхательной мускулатуры;
-развитие мелкой моторики;
-развитие способностей;
-развитие памяти, внимания;
-развитие речи;
-развитие мышления.
Методы и приемы, которые я использую вы видите на экране :
Растяжка необходима для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, повысить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего детского организма.
Телесные движения хорошо развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для развития мелкой моторики необходимы детям, чтобы стимулировать речевые зоны головного мозга.
Самомассаж благотворно воздействует на биологические активные точки.
Упражнения на релаксацию это наиболее лучший способ расслабления от напряжения.
Способы организации при выполнении упражнений :
1. Совместно со взрослым;
2. Самостоятельно;
3. В парах;
4. В группах;
5. Комбинированно;
6. Эстафеты.
Выполнение физических упражнений :
1. В помещении;
2. На улице;
3. В воде;
3. С предметом или оборудованием;
4. Без предмета;
5. Стоя, лежа, сидя;
Более подробно хочется остановиться, на упражнениях с кинезиологическими мячами.
Есть упражнения с одним мячом, с двумя мячами, с двумя мячами и кольцом, с воздушным шариком, с фишками, с координационным кольцом.
Практическая часть
Участники мастер-класса встают врассыпную и выполняют упражнения с кинезиологическими мячами индивидуально.
1. Стоя на балансире на правой ноге, передавать мяч под левой ногой. Затем поменять ноги.
2. Бросок мяча вверх, прыжок через палочку, ловля мяча.
3. Упражнения с координационным кольцом.
4. Подбросить мяч вверх правой рукой, пока мяч в полете, переложить мяч из левой руки в правую, поймать мяч без отскока левой рукой.
5. Руки крест накрест, бросок мяча под рукой левой рукой, ловля мяча правой и наоборот.
6. Ноги вместе стоим перед кольцом, побрасываем 2 мяча вверх. Пока мячи в полете, ногами забегаем и выбегаем из кольца, ловим мячи, не даем им упасть.
7. На полу на расстоянии 1м лежат две фишки разных цветов. Педагог стоит между ними, подбрасываем мяч одной рукой, пока мяч в полете, нужно переместиться приставным шагом между фишками и задеть их рукой, затем ловим мяч после отскока. Мяч подкидываем по выше.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр икинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.