Божикова Неля
Рассказ сказки «Маша и Медведь» с помощью конструктора сказок «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Тема: Рассказ сказки «Маша и Медведь» с помощью конструктора сказок
«Карты Проппа».
Цель: продолжать учить детей (формировать умение)пересказывать сказку с использованием инновационной технологии «Карты Проппа»
Задачи:
Темочки:
- Карты Проппа
- Конструкторы для детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
- продолжать знакомить детей с картами Проппа;
- развивать связную речь в процессе пересказа сказки;
- развивать творческую активность детей в процессе игровой деятельности и речевого фантазирования;
- формировать умение выделять структуру сказки (зачин, повторы, герои, концовка);
- развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев;
- вызывать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь к художественной литературе;
- воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками в процессе коллективного решения поставленной задачи.
Подготовительная работа: Знакомство с картами Проппа, пересказ сказок по картам Проппа, дид. игра «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя.
Оборудование: Фигурки Маши, Медведя, пирожки, карты Проппа,раскраски по количеству детей,
Ход занятия:
Звучит музыка. Дети рассаживаются на стулья полукругом напротив стола и магнитной доски.
Воспитатель: Ребята, прозвучала волшебная музыка, она перенесла нас в другой мир. Как вы думаете, куда мы попали?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку. А что такое - сказка?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, сказка это чудеса, волшебство, превращения, то чего не бывает на самом деле. А кто мне скажет какие части есть в любой сказке?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, в любой сказке есть зачин, сюжет и концовка.
А какими словами начинается сказка?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, "Жили-….были",
"В некотором царстве….в некотором государстве",
"За тридевять земель…. в тридевятом царстве".
Воспитатель: А какими словами может заканчиваться сказка?
Ответы детей
Воспитатель: Концовка
"Жили они долго …. и счастливо"
"И стали они жить-поживать, …. да добра наживать",
«Вот и сказочки конец, …. а кто слушал молодец.
Воспитатель: А как вы думаете какое главное условие в сказках?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, в любой сказке добро побеждает зло.
А какие еще чудеса происходят в сказках?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, приключения героев, волшебные предметы и превращения.
К нам в гости сегодня пришли игрушки. Как вы думаете из какой они сказки?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, это сказка «Маша и Медведь». Давайте вспомним эту сказку. А прежде вспомните, что говорил медведь, когда нес короб?
Ответы детей: Сяду на пенек…. Съем пирожок….
Воспитатель: А что же ответила Маша?
Дети: Вижу, вижу….
Не садись на пенек
Не ешь пирожок
Неси бабушке, неси дедушке….- повторить
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Отдохнули, пора за работу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем вспоминать сказку «Маша и Медведь», а помогут нам в этом карты Проппа.
С чего же начиналась сказка?
Дети: Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Какую карту можно положить?
Дети: Жили были 1
Воспитатель: Молодцы. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Какие карты можно добавить?
Дети: Герой покидает дом 5, Запрет 3
Воспитатель: Отлично, а теперь вы продолжите.
Дети: Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Воспитатель: Какая карта?
Дети: Нарушение запрета 4
Воспитатель: Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?.»
А в той избушке жил большущий мед ведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
— Ага,— говорит,— теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
— А если уйдёшь,— говорит,— всё равно поймаю и тогда уж съем!
А сейчас какую карту можно положить?
Дети: Враг начинает действовать 8
Воспитатель: Стала Машенька думать, как ей от мед ведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого.
Думала она, думала и придумала
Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
— Медведь, медведь, отпусти меня на денё к в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
— Нет,— говорит медведь,— ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!
А Машеньке того и надо!
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю :
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
— Ладно,— отвечает медведь,— давай короб!
Машенька говорит:
— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик!
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками по ставила.
Воспитатель: Какая карта подойдет?
Дети: Способ достижения цели 7
Воспитатель: Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню.
Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки
спускается, на пригорки поднимается. Шёл- шёл, устал и говорит:
— Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
— Ишь какая глазастая,— говорит мед ведь,— всё видит!
Поднял он короб и пошёл дальше. Шёл- шёл, шёл-шёл, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенёк, съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк, не ешь пирожок!
Неси бабушке, неси дедушке!
Удивился медведь.
— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошёл скорее.
Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:
— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
— Что это в коробе? — говорит бабушка.
А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. Какая карта?
Дети: Счастливый конец 27
Воспитатель: Ребята, а кто сможет мне эту сказку пересказать по нашим картам Проппа.
Воспитатель: Молодцы. Давайте подведем итог нашего занятия. В нашей сказке был зачин?
Дети: Да, жили - были
Воспитатель: А сюжет у нашей сказки был?
Дети: Да, как Маша потерялась в лесу и попала к медведю в дом.
Воспитатель: А концовка была?
Дети: Да, Маша вернулась домой целая и здоровая.
Воспитатель: Вот мы с вами и рассказали сказку Маша и Медведь с помощью карт Проппа. А теперь я предлагаю вам раскрасит картинки к этой сказке.