Оксана Решетиленко
Ранняя профориентация в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию презентацию из опыта работы нашего учреждения, по теме: «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ».
Актуальность
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Публикация «Ранняя профориентация в ДОУ» размещена в разделах
Что такое профессиональная ориентация?
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д.» (А. Г. Асмолов)
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, мы пришли к идее разработки опыта
Цель
Целью которого является ранняя детская профориентация в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
Задачи
Познакомить детей с профессиями, с трудовыми действиями и инструментами необходимыми для их работы в соответствии с возрастными особенностями
Дать обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий.
Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, расширять словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
Исходя из поставленных задач были определены следующие принципы работы:
1 Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёта особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса)
2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний
3 Принцип открытости (ребёнок имеет право участвовать или не участвовать в какой либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы)
4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат)
5 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребёнком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребёнка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
6 Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.
Нами были разработана форма работы с детьми, которая проводится
В основу реализации принципа построения работы положен системно деятельный подход:
детьми
родителями
специалистами, которые делятся на воспитателей и узких специалистов (педагог-психолог, учитель логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре)
социумом.
Работа с детьми проводится через:
Непосредственно образовательную деятельность
Совместную деятельность
Самостоятельную деятельность
В основу реализации комплексно-тематического принципа работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка. Работа осуществляется во время организованной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей.
В педагогической деятельности используются традиционные методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых и профессиями в профориентационном контексте : беседы по ознакомлению с трудом взрослых и профессиями, чтение произведений детской литературы и разучивание стихотворений о профессиях, выставки рисунков детей о профессиях, встречи с представителями профессий в режиме виртуальный гость (служащий банка, врач отоларинголог, мед. сестра и т. д. игры, загадки, викторины). Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии, виртуальные экскурсии, наблюдения, чтение литературы, обсуждения, рассматривание картинок, дидактические игры сюжетно ролевые).
Слайд 9
Следующий этап это работа с педагогами и узкими специалистами.
Главным достижением в работе с пед. кадрами стало создание программы инновационной деятельности, разработанной творческой группой педагогов направленной на социализацию дошкольников к многообразию мира профессий и обособления его в нём.
Основываясь на принципах, были выделены виды интеграции образовательных областей
1) По задачам и содержанию психолого-педагогической работы.
2) По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
1) По задачам и содержанию психолого-педагогической работы.
Коммуникация, познание, безопасность, социализация, физическая культура.
Слайд 12
1) По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
Художественное творчество, чтение художественной литературы, возможность интегрированного подхода, музыка.
«Проектная деятельность в детском саду» Веракса Н. Е.
Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания заинтересовать ребёнка и вовлечь его в эту деятельность.
В средней группе Чумаченко Светлана Анатольевна подготовила краткосрочный проект «Мир профессий»,
в старшей группе Рубченко Галина Васильевна подготовило проект по профориентации в детском саду «Сколько есть профессий нужных»,
проект «Кем быть?» разработала Миргородская Юлия Александровна,
проект для детей второй младшей группы «Знакомство с профессий повар» подготовила Водолазская Наталья Михайловна,
Моисеенко Ирина Михайловна воспитатель первой младшей группы разработала проект «Знакомимся с профессиями».
Технологи Лэпбук Тэмми Дюби.
• Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой профессии и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
• Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
• Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать.
• Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. Д.
В каждой группе нашего дошкольного учреждения были оформлены лэпбуки по разным профессиям : врач, воспитатель, пожарный, ветеринар, учитель.
ТРИЗ Г. С. Альтшуллера
Проект «Навигатум» создание целостной и полной картины об устройстве мира труда и профессий
Разработчики создали игровой инструмент, формирующий целостное представление о мире профессий. Это Игровая развивающая среда «ВЗРОСЛЯНДИЯ. В мире профессий». В отличие от мозаичного представления о случайно выхваченных профессий, с помощью среды "Взросляндия" у ребенка закладывается системная картина мира отраслей и видов деятельности.
В Навигатуме формат профисказок – через игровой сюжет рассказывающих о том, как устроены все отрасли. Мы показываем профессии не отдельно от их деятельности, а внутри их производственных процессов.
В этом проекте используют визуализацию – карту отраслей и видов деятельности в виде гигантского пазла - игровой площадки, которая превращает занятие в увлекательнейший процесс исследования мира.
Активная роль уделяется предлагаемым сюжетно-ролевым играм построенных на мире профисказок и Взросляндии.
Технология Моделирования Л. А. Венгер
Технология Графической символики Т. А. Ткаченко
Синквейн Аделаида Крепси
В кружковой деятельности использовалась технологии «Развивающих игр» В. В. Воскобовича и Сказкотерапия И. И. Гришина
Каждый воспитатель изготовил буклет по своему направлению в котором он работал с детьми своей группы:
Вторая младшая через наблюдение,
Средняя группа через познавательную деятельность,
Старшая логопедическая через взаимодействие с семьёй
Первая младшая через сюжетно ролевые игровую деятельность,
Старшая группа №4 углублённо работала через настольно печатные дидактические игры.
Также проводились педагогические советы, семинары, деловые игры.
Деловая игра в мире профессий проводила старший воспитатель.
Каждым воспитателем были разработаны картотеки дидактических игр на каждой возрастной группе.
Были оформлены центры профориентации.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.
Родители предоставили свои фотографии с рабочих мест, из них были сделаны коллажи и ребёнок мог рассказать о профессии мамы или папы. Также родители записали короткие видеоролики в которых рассказали о своих профессиях и мы это использовали в разделе виртуальный гость.
Для родителей проводились родительские собрания, консультации.
Важным аспектом в совершенствовании ранней профориентации в детском саду мы планируем сделать акцент на экскурсиях с детьми и родителями и посетить
Детско-юношескую спортивную школу
Почту
Библиотеку
Музыкальную школу
Магазин «Магнит».
В результате реализации системы работы на данном этапе дети познакомились с некоторыми профессиями, актуальными в нашем крае (хлеборобы, овощеводы, животноводы)и производством, оказанием услуг, с профессиями прошлого, а также с профессиями будущего. Ребята научились выражать предпочтение определенной группе или конкретной профессии. Изготавливая своими руками атрибуты, проявляют творческие способности, конструктивные навыки, играют более бережно.
Взаимодействие с родителями, включение их в совместную деятельность с детьми, сплачивает наш коллектив. Результаты работы по вопросу ранней профориентации легко проследить в процессе проведения мониторинга сформированности представлений о профессиях.
Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников, гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых. Эти результаты стимулируют нас на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в этом направлении, на поиск новых форм и методов работы по ранней профориентации
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.
Будущее детей-дошколят предугадать трудно - впереди ещё школьные годы. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливым и востребованным.
Работу по данным направлениям считаю продуктивной и перспективной. Мы убеждены, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, наши воспитанники вспомнят наши игры…
Спасибо за ВНИМАНИЕ