Ефременко Оксана
Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги.
Слайд 1. Без сомненья, 21 век это век технических профессий, но увы в нашей стране наблюдается огромный дефицит качественных специалистов инженеров, техников, Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики «взращивания» личности, с развитыми продуктивным мышлением и техническими способностями уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий» размещена в разделах
Слайд 2. Цитата президента Российской Федерации В. В. Путина: «Инженерное образование в России нужно вывести на новый более высокий уровень»,. "Стараемся дать те знания, которые должны пригодиться и в жизни, и в будущей профессии, поэтому здесь необходимы совместные усилия государства, общества и семей", - отметил Председатель Правительства РФ Д. Медведев
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ заключается в создание условий для ранней профориентации дошкольников через поддержку детской инициативы в области технического образования, развитие представлений об инженерных профессиях, развитие технического мышления, широкого кругозора дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; в соответствии требованиям ФГОС, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
НОВИЗНА Введение в педагогическую практику развивающих технологий и принципиально новых форм работы с дошкольниками с целью развития конструктивно – модельной деятельности и технического творчества дошкольников. Педагогическую целесообразность опыта мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами конструктивно – модельной деятельности и игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДОУ
Слайд 4
Цель проекта: создание условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности.
Задачи: сформировать первичные представления о конструктивно –модельной деятельности, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
-формировать основы технической грамотности воспитанников;
- развивать технические и конструктивные умения дошкольников;
- обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
Слайд 5
Наиболее эффективными технологиями в инженерно-технической профориентации дошкольников являются :
1. Технология проектной деятельности.
2. Технология исследовательской деятельности.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.
4. Технология интегрированного обучения.
5. Информационно-коммуникативные технологии.
6. Практико-ориентированные технологии.
Слайд 6.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого оста тся за пределами понимания реб нка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
Слайд 7
Мероприятия по реализации образовательной деятельности
С детьми провели предварительную работу: изучили названия современных деталей конструкторов - шестеренок, шкивов, брусков; рассматривали предметы, схемы, чертежи, обучили планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;
-Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
-При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу.
Слайд 8
Дети освоили, первые шаги к программированию с робомышью и выяснили что основой программирования – является алгоритм.
Проводили занятия по созданию лабиринтов для робомыши.
Обыгрывали различные ситуации по предложенным детьми сюжетам: игра «Мыше-Мания», а так же применили робомышь в разных видах образовательной деятельности.
Слайд 9.
3D моделирование. Конструирование деталей из плоского в объем, техническое 3D моделирование простых механизмов, математическое обучение, создание арт-объектов при помощи Йохокуб.
Слайд 10.
Для закрепления знаний играли в дидактические игры: "Чудесный мешочек", Игра «Лего на голове», «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая деталь».
Провели беседу с детьми «Энергия робота – электричество».
-Собирали «Робот-ходун», используя принципы электричества солнечных батареек.
-Свободная игровая деятельность детей.
Играли в сюжетно – ролевые игры «Архитектор», «Стоитель»
-Учились «читать» схему. Конструирование с электрическим конструктором «Знаток» по схеме.
Играли с детьми в игры на развитие логического мышления «Обследуй предмет», «Что сначала, что потом», интеллект-кубы, кубики-ассоциаций по цвету, форме, величине.
Создание детьми самостоятельно дидактического и игрового содержания развивающей предметно-пространственной среды на основе конструктора «йохокуб». Знакомство детей с понятием «Инженерная и архитектурная геометрия»; создают мосты, порт, технику и др.
Практическая значимость опыта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешному овладению детьми профессиями технической направленности средствами конструктивно – модельной деятельности. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий технической направленности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Слайд 11
Предметно – пространственная среда
В центре конструирования находятся разные виды конструктора:
•деревянный, пластмассовый, металлический;
•детали конструктора, имеющие разные способы крепления;
•крупногабаритные модульные блоки;
•конструкторы серии LEGO.
• Строительные детали: разнообразные по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др.,
•разнообразный пластмассовый конструктор,
•набор для программирования «Робомышь»,
•Электрический конструктор «Знаток»,
•для мальчиков и для девочек с карточками со схемами построек, с рисунками, фотографиями, чертежами,
• наличие плоскостного конструирования: конструктор «Йохокуб», блоки Дьенеша, разрезные картинки, мозаика, пазлы,
Подводя итоги моего выступления, можно сказать следующее:
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, в том числе технических. На протяжении ряда лет, мы не раз обращались и обращаемся к данному направлению деятельности, реализуем цели трудового воспитания в разных формах образовательной работы с детьми. Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых, в том числе технических – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром технических профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Слайд 12
Спасибо за внимание.