Елена Виникевич
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Педагогический проект: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.
Публикация «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Развитие сферы банковских услуг и кредитования населения так же поспособствовало появлению новых профессий : финансовые аналитики, ипотечные брокеры и биржевые маклеры есть теперь не только в Лондоне или Нью-Йорке, но и во многих крупных городах России.
Новые профессии начали появляться с переходом нашей страны к рыночной экономике. Появилась реклама — и специалисты, эту рекламу создающие: пиарщики, бренд-менеджеры, маркетологи. Появились новые профессий, связанные с обслуживанием ПК и с созданием локальных сетей: системные администраторы, специалисты по информационной безопасности, программисты.
Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Современная действительность нам диктует новые требования.
И это действительно так. Общаясь с детьми своей группы (старший дошкольный возраст) и наблюдая за ними, мы убедились, что дети не обладают достаточным уровнем представлений о современных профессиях. А почему? Потому что в большинстве случаев ни родители и даже воспитатели сами не знают всех современных профессий и специфики их труда.
В настоящее время стали появляться отдельные публикации по ознакомлению детей с профессиями экологов, дизайнеров, все эти материалы разрознены и бессистемны. В программе «От рождения до школы» трудовое воспитание рассматривается в разделах «Самообслуживание, самостоятельность. Трудовое воспитание» и «Приобщение к культурным ценностям». Однако, при всей универсальности программы «От рождения до школы» в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, даётся довольно ограниченное представление о мире профессий, о профессиональной деятельности взрослых. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:
• создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
Кроме того проблема приобщения дошкольников к труду отражается и в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами воспитания в труде и для труда К. Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать у детей серьёзный взгляд на жизнь и на труд как на основу.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
В современной педагогической науке проблему ознакомления дошкольников с трудом взрослых изучали многие ученые: Крулехт М. В., Логинова В. И. Мегедь, В. В. Мишарина, Л. А., Овчаров А. А. Шахманова А. Ш.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М. В. Крулехт и В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. Многие педагоги, такие как Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т. И. Бабаева и А. Г. Гогоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией но и с личностными качествами представителей этих профессий.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
Цель: формирование ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности.
Задачи для педагогов:
• создать в группе необходимую РППС для реализации проекта;
• разработать и реализовать долгосрочный проект по формированию ранней профориентации детей 5-7 лет посредством знакомства с профессиями взрослых на основе проектной деятельности;
• обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью.
Задачи для детей :
• формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
• научить детей издавать газету посредством совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
• стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
• обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т. д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
Задачи для семей воспитанников:
• побуждать к активному участию в жизни структурного подразделения «детский сад», к совместной деятельности с детьми;
• оказывать методическую помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.
Участники проекта:
1. воспитатели;
2. дошкольники 5-7 лет;
3. семьи воспитанников.
Длительность проекта:
Создание и оформление развивающей средней группы: 15.01.2020 г. – 30.04.2021 г.
Реализация проекта: 15.01.2020 – 30.04.2021 г.
Обобщение педагогического опыта работы: 30.04.2021 – 31.08.2021 г.
Ожидаемый результат:
• сформированные представления старших дошкольников о собственной профессии, сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых;
• сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и структурного подразделения «детский сад»; повышение педагогической грамотности семей воспитанников;
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов структурного подразделения «детский сад», обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.
Этапы проекта:
I. Подготовительный этап.
II. Этап практической реализации проекта.
III. Заключительный – подведение итогов, прогноз на будущее.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
На подготовительном этапе работы планируем изучить необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработать План практической реализации проекта, провести родительское собрание группы с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации, а так же создать необходимую РППС в групповой комнате.
«План мероприятий подготовительного этапа работы» :
МЕРОПРИЯТИЕ
СРОКИ
РАСХОДЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 5-7 лет
Август-сентябрь 2020г.
-
Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
2. Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников
Август-сентябрь 2020г.
-
Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
3. Проведение опроса среди детей старшей группы «Что значит трудиться?», «Какие профессии ты знаешь?», «Кем работают твои мама, папа?»
1 неделя октября 2020г.
-
Справка по итогам опроса о представлениях детей о профессиях взрослых, социальной значимости труда.
4. Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
2 неделя октября
-
План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
5. Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.
3 неделя октября
-
Протокол родительского собрания
6. Приобретение оборудования и материалов, которые требуются для создания в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
1-2 неделя ноября
6000
Расходные материалы
Мобильные модули
Контейнеры для сюжетно-ролевых игр
7. Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
3-4 неделя ноября- декабрь
-
Предметно-развивающие зоны по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
Предметно-развивающие зоны по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.
Согласно возрастным особенностям детей в группе обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности. Мастерская представляет собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
включает в себя все строительные профессии : архитектор, бульдозерист, крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
2. Мастерская «Мир на дорогах»
представлена игровым центром «Безопасность», стендом в холле структурного подразделения «детский сад», площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги; сюжетно-ролевые игры о профессиях;
включает в себя водителей все видов транспорта, службу ГАИ, профессии ремонтных дорожных работ, автомехаников и т. д.
3. Мастерская «Спасательная служба»
представлена центром «Безопасность» (юный Пожарник, служба МЧС, а также игровым центром «Больница»; сюжетно-ролевая игра «Спасатель»
4. Мастерская «Фермерское хозяйство»
включает в себя игровой центр «Экология»; важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на подоконнике окне детского сада;
включает в себя профессии : агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
Игровая деятельность будет выстраиваться с учетом профессий.
II. ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
На данном этапе работы происходит реализация мероприятий проекта. А также проводится просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.
Содержание образования и средства достижения цели.
Проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» разделен на три блока:
I блок «Кто работает в детском саду»
II блок «Профессия моих родителей»
III блок «В мире современных профессий».
Тематические блоки состоят из мини-проектов, которые представляют собой взаимосвязанную цепочку, объединённую общей целью, результатом образовательной деятельности по блоку является серия газет о профессиях изданных детьми и взрослыми.
Работа над проектом осуществляется:
• во время непосредственно-образовательной деятельности;
• в ходе режимных моментов;
• в самостоятельной деятельности.
I блок «Кто работает в детском саду?»
Блоки
Сроки
Подраздел
Цель
Представления о труде
I блок
«Кто работает в детском саду»
январь
«Хорошо у нас в детском саду»
Формировать представления о сотрудниках детского сада, трудовых процессах, выполняемых помощником воспитателя, орудиях труда. Вызывать желание оказывать посильную помощь.
Чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь, приносит еду, моет посуду и тд.
февраль
«Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные?»
Формировать представление о труде повара, трудовых процессах, познакомить с предметами бытовой техники. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда
Делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели.
март
«Веселей смотри вокруг – медсестра ребятам друг!»
Формировать представление у детей о работе медицинской сестры в детском саду.
Измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке.
Результат работы
Издание газеты «Кто работает в детском саду»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду - «Кто эти люди, которые здесь работают?»
На втором этапе - изучение профессий детского сада, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях в детском саду.
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.
II блок «Профессия моих родителей»
Блоки
Сроки
Подраздел
Цель
Представления о труде
II блок
«Профессия моих родителей»
апрель
«Лечу, качу во весь опор»
Формировать представления детей о профессии шофёр, дать понятие, что всё, что делают машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофёра. Воспитывать уважение к труду шофёра.
Ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться.
май
«Мой папа – инспектор ГАИ»
Формировать у детей представления о профессии полицейского (инспектор ГАИ). Воспитывать интерес к трудной, героической профессии. Прививать навыки безопасного поведения на улицах города
Поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей : пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС
июнь
«В магазин за покупками
Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, кассиром.
Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.
Результат работы
Издание газеты «Профессия моих родителей»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации - «Что мы знаем о профессиях взрослых?»
На втором этапе - изучение профессий родителей, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях родителей.
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.
III блок «В мире современных профессий».
Блоки
Сроки
Подраздел
Цель
Представления о труде
III блок
«В мире современных профессий»
июль
«В гости к дизайнеру»
Формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности. Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей одежды интерьера. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения.
Представления детей о профессии «дизайнер» : направления профессии, назначение профессии, инструменты профессии.
август
«Кто такой программист?»
Формировать у детей познавательный интерес к профессии программист.
Программист разрабатывает программы для компьютерной техники. Работает за компьютером, должен много знать, только самые умные люди становятся программистами, профессия будущего.
сентябрь
«Кто работает в банке?»
Формировать представления детей о профессиях банковских служащих.
Какое учреждение называется банком? Банковские работники: экономисты, кассиры, кредитный консультант.
Это учреждение, где производят действия с деньгами, а так же их хранение.
Результат работы
Издание газеты «В мире современных профессий»
Этапы работы над блоком:
На первом этапе - создание проблемной ситуации в ходе экскурсии в отделение сбербанка - «Кто работает в банке?»
На втором этапе - изучение профессий банковских служащих, изготовление итогового продукта - газеты о профессиях банка.
На третьем этапе – представление итогового продукта сверстникам и взрослым.
Четвёртый этап (закрепление и систематизация представлений детей) - сюжетно-ролевые игры.
Используемые образовательные технологии:
1. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода М. Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко). Игра -это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения (Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, О. А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Методы и приемы используемые в реализации проекта:
Практические:
- создание РППС
- наблюдения, экскурсии
- изготовление итоговых продуктов - «газет»
- встречи с представителями разных профессий
Словесные:
- беседы, наблюдения
- чтение художественной литературы
- дидактические, сюжетно-ролевые игры
Наглядные:
- презентации итоговых продуктов – «газет»
- тематические презентации
- виртуальные экскурсии
- сбор фото и печатных информационных материалов
- рассматривание иллюстраций и сюжетных картин
- просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов
Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
На заключительном этапе работы подводится итог реализации проекта работы путем сравнения первичной и итоговой диагностик по диагностической методике Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых». Высокая эффективность проекта будет признана в том случае, если показатель сформированности представлений детей о профессиях взрослых достаточно врастет и дети получат собственное представление о том, кем бы они хотели бы быть.
Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов «Кем я хочу быть?» в совместной деятельности ребенка и его семьи.
Предполагаемые риски и способы их избежать.
Первый риск проекта состоит в том, что образовательно-проектная деятельность принесет меньше динамики для раннего профориентирования детей старшего дошкольного возраста, чем предполагалось изначально: по истечении срока реализации проекта деятельности дети так и не смогут понять, кем бы они хотели бы стать в будущем. Это возможно при пропусках детьми занятий в детском саду из-за различных причин. Поэтому можно продумать домашние задания для детей и их семей, стараться дату итогового мероприятия назначать тогда, когда все дети будут в группе.
Второй риск - недостаточность или отсутствие финансирования проекта. Избежать его можно постаравшись привлечь ресурс творчества семей воспитанников группы.
Перспективы использования развития и проекта.
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта может быть расширено на образовательное учреждение полностью.