Зуева Маргарита
Работа воспитателя по формированию ЗОЖ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в дошкольном образовании особое внимание уделяется формированию культуры здорового образа жизни детей. «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. Современная дошкольная образовательная организация имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
В систему работы с детьми входит активное использование технологий обучения ЗОЖ.
Основные задачи по формированию культуры здорового образа жизни:
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
Публикация «Работа воспитателя по формированию ЗОЖ в ДОУ» размещена в разделах
2. Формирование целостного понимания культуры ЗОЖ.
3. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа
жизни как неотъемлемой части существования.
4. Организация включения в систему работы инновационных здоровьесберегающих технологий.
Основные составляющие ЗОЖ:
1. Умеренное и сбалансированное питание.
2. Режим дня.
3. Двигательная активность.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Грамотное экологическое поведение.
7. Отказ от вредных привычек.
8. Безопасное поведение в социуме, предупреждение травматизма и отравлений.
В своей работе воспитатели ДОУ используют следующие методические приё мы:
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры—тренинги;
подвижные игры;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.
Одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек.
Особое внимание в работе в данном направлении должно уделяется организации дидактических игр.
Дидактические игры должны проводится чаще всего перед режимными моментами и после бесед, тем самым закрепляя полученные детьми знания.
Все эти игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закреплять культурно-гигиенические навыки, заставляют задуматься о здоровье.
Для формирования культуры здорового образа жизни также необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада должна проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу.
Большое значение для формирования культуры здорового образа жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
Особое внимание уделяется работе с родителями.
В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы :
• Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
• Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников.
Таким образом, культура здорового образа жизни детей дошкольного возраста – это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат воспитания в семье и в ДОО. Свое начало культура здорового образа жизни ребенка берет в семье. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная среда, помогает ребенку обрести элементарную культуру здорового образа жизни, определяя тем самым здоровый путь его развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова [и др. ]. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
2. Касьянова, Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2010. – 202 с.