МААМ-картинки

Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС

Галкина Юлия
Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня аутизм последнее время привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов диагностики и коррекции.

Любой семье, имеющей такого ребёнка нужна моральная, практическая и информационная помощь. Именно с оказания помощи семье мы начали свою совместную работу в сельском детском саду. Была разработана совместная программа работы с родителями. Воспитатели и специалисты, работающие с ребёнком с расстройствами аутистического спектра, оказывая своевременную комплексную психолого-педагогическую помощь, помогли детям и их семьям адаптироваться в окружающем их социуме. Оказанная помощь детям с расстройствами аутистического спектра помогла сохранить здоровый психологический климат в семье. Организовывая работу с семьями, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, использовались такие формы работы как беседа, консультации, семинары-практикумы, занятия по освоению информационно-коммуникативных технологий. Разработка индивидуальных рабочих и коррекционных программ для детей с расстройствами аутистического спектра, организация обучающих семинаров для воспитателей, консультация для специалистов, составление расписания – всё должно быть согласовано и должно работать на оказание коррекционной помощи. Основными целями совместной работы специалистов и воспитателей являются: обеспечение физического и психического здоровья детей; помощь в адаптации в детском саду; вовлечение детей в совместную (коллективную) деятельность, обучение общению. Психолого-педагогическая коррекция по формированию коммуникативных навыков осуществлялась на основе следующих принципов, разработанных в общей педагогике, дефектологии и специальной психологии:

-комплексного воздействия;

-систематичности;

-наглядности;

-дифференцированного подхода к обучению;

-индивидуального подхода;

-связи речи с другими сторонами психического развития.

Одним из специалистов, оказывающих адресную помощь детям с РАС, является учитель-логопед. После установления доверительных отношений с родителями детей, учителем-логопедом была разработана тактика дальнейших действий. Знакомя родителей с альтернативными методами обучения их детей, мы добивались решений на совместное преодоление «триады нарушений» при расстройствах аутистического спектра: поведения, коммуникации и социального взаимодействия. Выбор направлений работы, целей коррекции, методик коррекции, подбор упражнений, приемов, практического материала для занятий - всё должно быть доступно для родителей. Так как только согласованные действия специалистов и родителей приводят к положительным результатам. Работая с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях логопункта, важно подстроиться под расписание и режимные моменты группы. В дальнейшем надо придерживаться такого же распорядка. Музыкальные и физкультурные занятия дети посещают вместе с основной группой, так как очень важна физическая активность для детей с расстройствами аутистического спектра. У детей с аутизмом наблюдается широкий спектр речевых расстройств, очень часто именно учитель-логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.

Работа учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра строится поэтапно.

Первый этап - установление контакта.

Второй этап – формирование первичных учебных навыков, коммуникативных навыков.

Третий этап – работа над указательным, утвердительным и отрицательным жестами, над формированием звукопроизносительных навыков.

Четвёртый этап – обучение чтению.

Проблемы аутичных детей нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов, научиться реагировать на вспышки самоагрессии, подключить к общим занятиям. Велась работа над коррекцией агрессивного поведения комплексно. Использовались приёмы поощрения отсутствия нежелательного поведения, блокирование и переключение, визуальное расписание с правом выбора заданий и визуальная схема для поощрения спокойного поведения (использовались изображения смайликов с различной мимикой).

В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра на начальном этапе растормаживания речи необходимы:

- постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;

- развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);

- закрепление связи «звук-символ» (бим-бом – звенит колокольчик, гоп-гоп – скачет лошадка и т. д.)

- ротовое внимание, игры с артикуляцией («аааам» - дракон, «а-а-а» - индеец, «б-б-б – б-б-б» - барабан и т. д.)

- игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;

- подражание неречевым и речевым звукам;

- формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т. п.

Большую помощь на данном этапе работы оказали интерактивные игры логопедического портала Мерсибо. Активное использование игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т. п. на занятиях учителя-логопеда дало свои результаты: неговорящие дети стали повторять за героями небольшие слова и звукоподражания (пока-пока, бим-бом, чух-чух и т. д.). Особенно понравились детям такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам, «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание, «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных, «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания, «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы).

В работе над простым предложением мы активно использовали картинки-схемы для формирования вербального оформления мысли. Большую помощь на данном этапе оказало приложение для планшетов IPad «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами. Данное коммуникативное приложение на русском языке помогает аутичному ребёнку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребёнок может обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. В нашем случае дети научились составлять предложения после второго занятия. Применяли компьютерные игры и приложения в конце занятия.

Работая с аутичными детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. В работе с детьми использовались такие игры и пособия как «Парные картинки» (по лексическим темам, «Подбери узор», «Последовательность действий», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Подбери по контуру», «Чья тень?» и т. д. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами, рисование маркером геометрических фигур и обведение их пальцем, рисование лиц с различной мимикой. Также использовались музыкальные инструменты (губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным праксисом. Металлофон с цветными клавишами применялся нами ещё и для изучения основных цветов. Дети называли цвета девяти клавиш, хотя до этого ни разу не озвучивали. Интерес к музыкальным инструментам дал потенциальную возможность и для построения коммуникативного взаимодействия «сначала ты, потом я», «сейчас – потом». Если дети чем-то заинтересовались, то мы искали возможность для налаживания коммуникативного процесса с последующим переносом закрепленного навыка в малую группу (специалисты, семья, для обучения навыкам просьбы и отказа.

Чтобы формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты. Позволяет детям понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.

Закреплению результатов обучения ребёнка способствовали речевая и развивающая среда в семье, наглядное расписание, дневник развития ребёнка, блок заданий на неделю (поведение, речь и другие навыки, выполнение домашних заданий.

На занятиях учителя-логопеда также использовались альтернативные коммуникативные системы коррекции:

– социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);

–упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);

– проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.

В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.

В практической деятельности мы старались изменить не детей, а изменить их поведение, обучить новому поведению; уменьшить нежелательное поведение и обучить навыкам во всех областях развития детей. Работа с детьми расстройствами аутистического спектра, в условиях логопункта, имеет свои плюсы и минусы. Главное правильно и рационально выстроить расписание занятий, циклограмму работы логопеда и следовать принципу систематичности и комплексного подхода в работе с детьми расстройствами аутистического спектра.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС
Опубликовано: 8 февраля 2025 в 14:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Галкина Юлия (УИ 3525951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!
10 февраля 2025 понедельник
Чудеса-кудеса!
Велесов День
Посвящается памяти А. С. Пушкина!
Праздник фасоли и горошинки!
Путешествуем в прошлое утюга!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД