Анна Бабина
Работа студии «Волшебные линии»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Прежние принципы проведения занятий по изобразительному искусству, когда всем предлагалось единое шаблонное задание (образец) на сегодня морально устарели. Разный уровень подготовки детей, одаренности, психологические отличия полов требуют свободной формы занятий.
Публикация «Работа студии „Волшебные линии“» размещена в разделах
Ведь удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить его автора – мальчика или девочку. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности. Девочки особое внимание уделяют мелочам и тщательно прорисовывают живых персонажей, т. к. у подавляющего большинства из них лучше работает правое полушарие мозга, ответственное за эмоции, фантазии, воображение, интуицию. Для мальчиков, где активнее левое полушарие, отвечающее за логику, расчёт, математические способности, речь, письмо и язык, более характерны технические детали и схематическое изображение. Учитывая всё вышеперечисленное, задача современного педагога - пробудить интерес любого ребенка к изобразительному искусству, научить понимать и ценить красоту, подталкивать к самовыражению через рисунок.
Как показывают многолетние мировые исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прекрасно, когда родители уделяют этому вопросу должное внимание и время: оборудуют место для рисования, знакомят ребенка с материалом для творчества, учат правильно держать в руках карандаш, кисть, набирать краску… Но, как показывает наша практика, а именно ведение занятий по изобразительному искусству по дополнительной общеразвивающей программе в группах ДОУ, большинство детей 2,5 - 3 лет не имеют изобразительных умений.
Первые наши занятия-знакомства проводятся с юными студийцами (младшая группа студии дети 3-х летнего возраста, когда стадия «каракуль» осталась позади (дома или в яслях, с помощью игрового тестирования. Проверяется техника пальчикового рисования, умение малышей держать карандаш, мелки, рисование прямых линий, замыкание линии в круг. Есть дети, которые сразу же начинают интересоваться предложенными материалами и с удовольствием рисуют. Но есть и те, кто никак не хочет рисовать или просто боятся красок! И здесь важно понимать, что любое занятие по рисованию с малышами - это всегда игровое занятие. Приступая к непосредственным занятиям, мы не навязываем ребенку никаких шаблонов и не делаем работу вместо него! Время – лучший учитель, т. к. через несколько недель дети уже самостоятельно добавляют необходимые детали в свой рисунок.
На своих занятиях часто используем элементы аппликации. Аппликационные блоки (элементы) несут дополнительную информацию и познавательное развитие малышей, параллельно обучая технике наклеивания готовых форм, а позднее и вырезания.
Среди специалистов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками» : во время художественного процесса активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство гармонии и красоты. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, т. к. это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.
Каждый ребенок в своем развитии проходит период увлечения рисованием. Верными этому увлечению остаются немногие, только художественно одарённые дети. Но задача нашей студии не «массовость» юных художников, а приобщение детей к миру искусства и самовыражения.