Татьяна Полукова
Работа с родителями в условиях внедрения ФГТ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика работы в группе с детьми с нарушениями речи (ОНР) определяется имеющимися у каждого дошкольника, наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, - неполной сформированностью процессов, тесно с вязанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики.
Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи, воспитатель принимает активное участие в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно, не только для специалистов и педагогов ДОУ, но и прежде всего это необходимо для развития ребенка.
Публикация «Работа с родителями в условиях внедрения ФГТ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Проект Закона РФ «Об образовании», ст. 273).
Родители – самые важные воспитатели для детей, без них воспитание едва ли может быть успешным. Семья должна иметь приоритет в решении важных вопросов, почти все родители могут добиться успеха в воспитании, образовании, развитии ребенка совместно с педагогами.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями заключается, на наш взгляд, в разных позициях педагогов и родителей. Родители нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто считают, что все сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми. Осознанное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность работы, уровень педагогической культуры и просвещение родителей, уровня их самосознания – понимания важности и нужности их знаний и умений в практической помощи своему ребенку.
В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описанные такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы, например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Дети в нашей группе это воспитанники старшего дошкольного возраста, проходят обучение в течение 2 лет, поэтому основным главным вопросом волнующим родителей является подготовка ребенка к периоду школьного обучения.
Руководствуясь принципом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ», мы строим свое общение с семьей на позиции сотрудничества и равноправия, взаимодействия.
В нашем саду осуществляется коллективная, индивидуальная и наглядная формы работы разными путями : педагогическая мастерская, конференция, семинар-практикум, дискуссия, КВН, викторина, деловая игра и др. Основным условием проведения, которых является активная позиция родителей воспитанников, их заинтересованное участие, так, например, проведение НОД с участием родителей. Где родители со своими детьми составляют слова в игре «Наборщик», «Слово рассыпалось», отвечают на логические вопросы, рассуждают.
На семинарах-практикумах предлагаем и используем игры, например, «Чудесная прищепка».
Хорошо зарекомендовала себя коллективная форма работы – родительское собрание. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и ДОУ – это университет важной педагогической информации.
Родителей приглашаем на собрание дважды: первый раз за 2-3 недели до его проведения, чтобы родители смогли спланировать свое участие в собрании, и во второй раз за 4-5 дней.
Для родителей не просто вывешивается коллективное приглашение, а в виде интересного объявления. Также готовим индивидуальные приглашения каждой семье в виде аппликаций, рисунков с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов для родителей принимают участие дети. С родителями, которые не смогут прийти на встречу, в последующем проводится индивидуальная беседа. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания опирается на изучение научно-логопедической литературы и накопленный опыт по решению проблем. В качестве обратной связи проводим рефлексивные упражнения, например, «Цветок».
В конце учебного года провели собрание «Школьная готовность». Целью собрания является вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. На подготовительном этапе оформляем памятки «Что должен уметь ребенок к 1 сентября?», «Мудрые советы».
Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились.
Советы родителям
И так, первое, и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.
Чтобы сформировать такую веру и такую готовность мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен.
Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
Уместно на собрании выступление врача, который рассказывает о нагрузках и сохранении здоровья детей.
В заключении обращаем внимание родителей на то, что школьная готовность – это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых и поэтому не редко - порой даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, на сколько оно связано с будущей учебой, не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.
Заканчиваем собрание мудрыми советами, например:
- Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
- Не дерись без обиды.
- Сам ни к кому не приставай.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.