Евгения Валькова
Работа с родителями в ДОУ. Рекомендации, консультации
▼ Скачать + Заказать документы
Условия, благоприятствующие математическому
развитию ребенка
…Маленький, не умеющий еще ходить ребенок хочет схватить предмет тянется к нему и не может достать, свое неудовольствие он в состоянии пока выразить плачем; вы приближаете предмет ребенок берет его и успокаивается…
Это лишь начало начал развития представлений о пространстве.
…В младшей группе детского сада 3-летний мальчуган заявляет воспитателю, что Петя забрал много кубиков, а ему ничего не осталось. …На предложение – дай кубик дай куклу – он подает один предмет; дай кубики, куклы – он падает несколько предметов…
Одной хорошо оборудованной «среды» - недостаточно
Публикация «Работа с родителями в ДОУ, Рекомендации, консультации» размещена в разделах
Существуют ряд обстоятельств, благоприятствующих математическому развитию ребенка:
• Привлечение внимания ребенка каким-либо заданием
• Систематичность и последовательность задания
• Общение ребенка со взрослыми и детьми
• Руководство и помощь воспитателя
Руководство счетом
1. Процесс счета всегда должен сопровождаться вопросом сколько
2. Далее усваивается порядковый счет до 10
3. Считать медленно, не спеша
4. Считают вслух, притрагиваясь к предметам
5. Вначале предметы ставятся линейно, что обеспечивает ребенку правильную последовательность, в дальнейшем объекты могут быть даны кучей
6. Сначала ребенок считает конкретные предметы, а потом по картинкам
Одновременно, наряду со счетом, который обычно усваивается в средней группе, ставить работу так, чтобы детям приходилось сравнивать группы (2и3, 2и4, 3и4 и т. д.) и определять: что больше?
В старшей группе вводится ознакомление детей с печатными цифрами
В группе детей 7 лет продолжается изучение состава чисел 1-го десятка
Ролевая игра
в раннем возрасте
В традиционной дошкольной педагогике игру характеризуют три особенности ее построения:
• Предметно-действенный способ;
• Ролевой способ;
• Сюжетосложение.
К 3 годам дети осваивают предметно-игровое действие и применение предметов-заместителей. Освоение условно-игровых действий не вызывает трудностей, такая форма игры быстро усваивается.
Гораздо сложнее проходит развитие ролевого способа построения игры.
В отечественной педагогике существуют разные способы и формы приобщения детей к игре:
1)целенаправленные педагогические воздействия взрослого
2) внесение многообразной ролевой атрибутики
3) формирование ролевых диалогов
4) знакомства с разными профессиями (побуждение детей к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх)
В условиях детского сада принятие роли и способность вступать в игру с другими детьми чрезвычайно важны и необходимы для ребенка.
Представления детей о себе, а именно способность принять и представить себя в другом образе, являются важной предпосылкой появления и принятия роли.
Наличие игровой роли позволяет объединяться и создает благоприятные условия для взаимодействия детей в играх.
Становление образа Я и способность принять и представить себя в другом качестве являются предпосылкой появления игровой роли в раннем дошкольном возрасте.
КАЛЕЙДОСКОП, ТЕЛЕСКОП
… Наверняка многие из детства помнят «волшебную трубу» с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, глядя в которую можно было наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры. Несмотря на незатейливость игрушки, многие изобретатели до сих пор ее усовершенствуют, внося в простую конструкцию что-то свое.
Калейдоскоп, или как поэтично назвал его В. Даль – узорник, известен с древних времен. Однако в том виде, в котором мы знаем его сейчас, он впервые был представлен шотландским физиком ДевидомБрюстером в 1816 г. Уже через пару лет калейдоскоп появился в России, где был встречен с невероятным восторгом и восхищением.
Сегодня это не только (и не просто) игрушка. Как ни парадоксально, но калейдоскоп используется в лечебных целях (калейдотерапия, в том числе и как инструмент цветотерапии. Это отличное стредство для профилактики и даже лечения некоторых глазных болезней, прекрасный инструмент для релаксации при переутомлениях и раздражительности. Медициной доказано, что 15 минут рассматривания картинок калейдоскопа оказывают релаксирующее действие, сравнимое с 5 минутами здорового смеха. Одновременное применение ароматерапии и расслабляющей музыки значительно усиливает эффект.
Калейдоскоп можно использовать в тренингах по выработке жизненных мотиваций, а также в качестве развивающей игрушки для работы с детьми - ведь такого изобилия цветных узоров, вызывающих у самых неэмоциональных детей восторг, удивление и постоянный интерес, сложно еще где-либо найти. Кроме того это безусловный стимул для развития художественных способностей ребенка.
Японские психологи и педагоги говорят: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни», и калейдоскоп служит лучшим инструментом в овладении всеми известными цветами, как основой развития гармоничного видения. К тому же он будет стимулом для развития креативного мышления у ребенка.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Художественное конструирование – это деятельность которая развивается в течении дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам ее процесс.
Художественное конструирование как деятельность охватывает большойкруг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.
Детская дизайнерская деятельность – это декоративно-оформительская деятельность детей старшего дошкольного возраста, в процессе которой дети создают сувениры, игрушки; плетут коврики; украшают посуду ит. д.
Главная задача ДДД– это формирование и развитие:
- художественных способностей детей и навыков художественного труда;
- эстетического отношения к миру, представлений о возможности украшения окружающей среды.
Детский художественный труд – это вид продуктивной деятельности детей, который основывается на принципах народного декоративно-прикладного искусства.
Главная задача ДХТ - способствовать общему психическому и эстетическому развитию детей; развитию у них «ручной умелости», мелкой моторики, координации движений пальцев глазомера, необходимых для овладения письмом.
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании контурных силуэтных фигур-форм, наложении и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Основными признаками аппликации являютсясилуэтность образа, его плоскостная обобщенная трактовка.
Что объединяет эти деятельности?
- носят синтетический характер;
- носят развивающий характер (мышление, воображение, память, речь, эстетические, коммуникативные и регуляторные способности);
- являются специфически-детскими видами продуктивной деятельности (в результате рождается художественный продукт);
- во всех них испальзуется конструктивный способ «создания» продукта;
- используются единые средства изобразительной деятельности (точка, линия, форма, цвет)
- используются одни и те же материалы (бумага,ткань шишки листья, пуговицы поролон и др.)
- используются сходные технические приемы работы с материалом (обрывание скручивание, выщипыание и др.)
Роль художественной литературы
в развитии речи детей дошкольного возраста
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Основная наша задача - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки, являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Семейное чтение
Станьте ближе к своим детям
В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов, классиков, которые были путеводителями человека по сложным лабиринтам судьбы.
Сегодня эта семейная традиция несколько утрачена, т. к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным оплотом, который должен быть у каждой личности. Не важно, какой стиль литературы вы предпочитаете, главное, что в нем вы находите отдушину для реализации ваших мыслей.
Почему важно возродить традицию именно семейного чтения?
Во-первых, это один из главных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенное время становится тем мостом, который соединяет отцов и детей. Даже чтение первых четверостиший совсем еще несмышленому крохе является неоценимым вкладом в развитие его личности. Малыш слышит мамин голос, ощущает себя в безопасности, а это залог спокойствия и уверенности.
Во-вторых, семейное чтение формирует у ребенка правильное отношение к книге и литературе. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет копировать их модель поведения и в будущем сам пристрастится к литературе. Семейное чтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления о художественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи.
Также семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили много времени за книгой, более приспособлены к общению в социуме.
Кому полезно семейное чтение?
Принято думать, что совместно проведенное время важно только лишь маленьким детям. Конечно, не умеющие еще читать малыши являются первыми благодарными слушателями.
Но задумывались ли вы, что семейное чтение также необходимо и подросткам? Вспомните, как в школьные годы вам задавали читать программные произведения, и многие из них были совершенно неинтересны подрастающей молодежи. Почему так? Прежде всего потому, что дети, в особенности среднего школьного возраста, посредством литературы попадали в совершенно чужой и сложный для них мир взрослых. Многое им было непонятно, а, следовательно, неинтересно.
Вот именно тогда на помощь должны были прийти родители. Если бы хоть однажды мать или отец сели рядом и предложили бы своему ребенку прочитать классическое произведения, пытаясь подтолкнуть свое чадо к размышлениям по сюжету, помогли разобраться в сложных характерах героев, то уже в следующий раз подросток сам потянулся бы к литературе, зная, что всегда может спросить совета у близких.
Семейное чтение важно не только детям, а и взрослым. Именно общение с книгой позволяет человеку думать, искать варианты реализации своих мыслей, взглядов, в том или ином источнике находить подтверждение жизненных гипотез.
Как возродить в семье традицию семейного чтения?
Наиболее легко это сделать молодым родителям. Еще до рождения ребенка подумайте, какое место будет отведено книге в процессе воспитания подрастающего поколения. Начинать читать малышу можно с первых дней его жизни, и это чтение с пеленок будет основой вашего с ним общения. Заведите традицию читать перед сном, только не допускайте, чтобы малыш засыпал в процессе, иначе он будет воспринимать чтение не как путешествие в сказочный мир, а как простой ритуал. Хорошо, если вы сами попытаетесь придумать сказки именно для вашего крохи. Не ленитесь уделять хоть 15 минут после работы, чтобы посидеть в обнимку с ребенком и почитать ему.
Обязательно подбирайте репертуар книг согласно возраста ребенка. Вспомните, какие произведения нравились вам, папе, старшим детям, тогда в процессе чтения вы сможете показать и раскрыть чаду наиболее значимые моменты.
Заботьтесь о создании собственной домашней библиотеки, пополняйте ее изданиями, купленными «наперед». Так вы будете стимулировать малыша к чтению, ведь все новое очень притягивает детское внимание.