Прядеина Любовь
Работа с родителями в адаптационный период. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями в адаптационный период. Опыт работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Сказка»
Сообщение из личного опыта
«Работа с родителями в адаптационный период»
Выполнила воспитатель:
Прядеина Л. К.
- п. Удобный,2024 год -
Добрый день уважаемые коллеги!
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Сегодня одной из самых острых социальных проблем дошкольного образования является адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада.
Поэтому я хочу начать с того, чтобы мы с вами освежили в памяти свои знания. Давайте вспомним, что такое адаптация.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Особую значимость в период организации адаптации детей к условиям детского сада приобретает работа с родителями.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующим принципам:
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом индивидуальной специфики каждой семьи;
• возрастной характер взаимодействия с родителями;
• доброжелательность, открытость.
Целью деятельности педагогов по организации взаимодействия с родителями детей в период адаптации выступает оказание родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогической помощи, направленной на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка.
Соответственно перед педагогом ставится решение следующих задач:
• Выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт родителей с детьми;
• Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
• Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
• Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Работа по взаимодействию с родителями в период адаптации детей к ДОУ организуется в 3 этапа.
1этап – подготовительный.
2этап – период непосредственной адаптации детей к условиям ДОУ.
3этап – анализ результатов адаптации.
Остановлюсь подробнее на каждом из этапов.
Первый этап-подготовительный.
Цель данного этапа — расположить к себе родителей и получить первоначальную информацию о ребёнке.
Через следующие задачи:
• раскрыть особенности работы детского сада;
• познакомить с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения;
• ответить на вопросы родителей;
• определить готовность поступления ребёнка в ДОУ;
• создать оптимальные условия развития ребёнка в группе и на участке детского сада.
Очень важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду. Вырабатывать нужную позицию (формирование положительной установки на детский сад).
• Я начинаю с того, что посылаю всем будущим своим воспитанникам и родителям визитную карточку нашего детского сада, в которой говорится о том, как живется в нашем детском саду, что там делают дети и чем интересным занимаются. Родители в свою очередь приносят в детский сад «Портфолио ребёнка» из которого я узнаю необходимую для знакомства с данным ребёнком информацию.
• Провожу собрание для родителей будущих воспитанников, на котором предлагаю их вниманию полезную информацию об особенностях развития детей раннего возраста, раздаю рекомендации и памятки: «Подготовка ребенка к посещению детского сада», «Советы по адаптации ребёнка к детскому саду», «В детский сад с радостью!». Родители получают сведения о режиме дня, их знакомят с трудностями первого месяца пребывания ребенка в детском саду. Вся работа на данном этапе проводится для того, чтобы родители смогли осознать важность и значимость дошкольного воспитания и образования для дальнейшего развития и воспитания их ребенка.
• Далее, я предлагаю анкету, которая направлена на изучение особенностей ребёнка- для создания благоприятных условий его развития.
Итоги первого этапа
• Собрали информацию о семье.
• Выявили отношение родителей к поступлению в детский сад.
• Выяснили индивидуально-личностные особенности ребёнка. Насколько приучен ребёнок к режиму, питанию. Особенности засыпания и сна, игровые навыки, и умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
• На основе этих данных определили степень субъективной готовности к поступлению ребёнка в детский сад.
• Дали родителям соответствующие рекомендации.
Практика показывает, что, осознав все факторы, влияющие на адаптацию малыша, родители становятся более внимательными, охотнее прислушиваются к рекомендациям педагога по привыканию ребенка к детскому саду, повышается доверие к дошкольному учреждению.
Ребенок пришел в детский сад.
Начинается второй этап работы.
Цель ВТОРОГО этапа- периода непосредственной адаптации детей к условиям ДОУ — установление доверительных, партнёрских отношений с родителями и детьми.
Через следующие
Задачи:
• работать в тесном контакте с семьями воспитанников;
• выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и детском саду;
• оказывать квалифицированную консультационную и практическую помощь родителям в вопросах воспитания ребёнка;
• использовать различные формы сотрудничества с семьями воспитанников.
• активно вовлекать родителей в образовательный процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста;
• повысить уровень психологической культуры родителей;
• создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе.
На ВТОРОМ этапе мы продолжаем работу по профилактике дезадаптации, используя следующие формы работы :
• Круглые столы, на которых решаются вопросы на злободневную тему, происходят встречи с медперсоналом, с заведующей, методистом, логопедом ( например:«Наказывать или не наказывать», «Гуляем в любую погоду»
• Индивидуальные беседы, консультации родителей по их запросам.
• Кроме того, используется очень популярная форма работы с родителями – «Фоторепортаж» (перед тем как использовать данную форму сотрудничества, я убедилась, что родители не имеют возражений против того, чтобы фотографии с их детьми были размещены в родительской группе). Родители на фото могут увидеть, как ребенок ведет себя в различных режимных моментах.
• Инновацией в нашей работе мы считаем такую форму как «Электронная почта». В прошлом году я предложила своим родителям обменяться адресами электронной почты (естественно по желанию). Необходимость виртуального общения возникла потому, что не всегда и у родителей и у меня есть время на непосредственное общение. Утром они торопятся на работу, у меня идёт педпроцесс, ведь от малышей на минуту нельзя оторваться. А вечером появляется свободное время и у меня и у родителей. Они присылают мне вопросы и пожелания, а я отвечаю. Преимущество данной формы ещё и в том, что это общение конфедициально.
• Также мы ведем адаптационные листы наблюдения на каждого малыша, где отмечается аппетит ребенка, особенности сна, заболевания, эмоциональное состояние.
Итоги второго этапа
• Возникновение партнёрских отношений между родителями и педагогами.
• Приобщили родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы.
• Предупредили возникновение стрессовых состояний у родителей детей младшего возраста в период адаптации.
Третий этап-анализ результатов адаптации.
Цель ТРЕТЬЕГО этапа— определение уровня адаптации к условиям ДОУ.
Через следующие
Задачи:
• выявить уровень адаптации группы детей;
• выявить детей «группы риска», с целью продолжения работы с ними;
Определив степень адаптации, мы знакомим с полученными данными родителей. Могу сказать, что такая систематическая, целенаправленная, своевременная работа, проводимая в нашем детском саду по профилактике дезадаптации, приносит положительные результаты, она:
- нивелирует состояние стресса у каждого ребенка;
- создает условия для доверительных отношений с родителями;
- повышает педагогическую компетентность родителей;
- увеличивает количество детей с легкой степенью адаптации, снижает число детей с тяжелой и средней степенью до минимума.
- Если же мы выявляем детей с тяжёлой степенью адаптации, нами незамедлительно принимаются ряд мер, для исправления данной ситуации: проводится обсуждение в коллективе, изыскиваются определённые формы работы с родителями, подбираются они строго индивидуально и для ребенка и для родителей. Здесь имеют место индивидуальные беседы, консультирование родителей, порой требуется просто успокоить родителя, сказать о том, что нужно просто терпение, внимание к малышу.
- И как результат реализации данной системы в нашем детском саду складываются доверительные отношения между педагогическим коллективом и родителями, которые не навязаны, а появляются как естественное желание обеих сторон. Родители, благодаря взаимодействию с педагогами приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и коллективом специалистов. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию об особенностях воспитания в семье. Благодаря тесному контакту родителей и педагогов дети успешно проходят адаптацию, в дальнейшем становясь дружным любознательным детским коллективом, получающим удовольствием от ежедневного общения.
Заключение-важно помнить
Совместная работа с родителями - ключ к успешной адаптации детей и созданию гармоничной образовательной среды.