Елена Буланова
Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете.
В самом начале учебного года на первом родительском собрании я знакомлю родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываю, на что следует обратить внимание, именно, в этой возрастной группе. Сообщаю, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года, именно, по этому разделу программы. Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут ориентироваться во времени и пространстве.
Публикация «Работа с родителями по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Я объясняю родителям необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами; застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.
Предлагаем родителям чаще использовать в занятиях с детьми счётные палочки.
Игры со счётными палочками.
1. «Игра с палочками»
на столе ставятся коробки со счётными палочками по числу играющих. По сигналу надо правой рукой выкладывать по одной счётной палочке из коробки придерживая её при этом левой рукой. Затем, также по одной палочке убирать обратно.
Во время игры нужно спрашивать у ребёнка: какой рукой он работал? Сколько палочек на столе? Сколько палочек в руке? И т. д.
2. Игра «Построй колодец».
Предложить ребёнку выложить в беспорядке 10-15 палочек. С помощью двух пальцев ребёнок может сначала построить «колодец», а затем разобрать его.
Игра «Кто больше?».
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц. По команде игроки в течении минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить задание: откладывать пуговицы левой рукой, откладывать пуговицы с закрытыми глазами.
Если ребёнок не справляется с освоением какого-либо раздела па математике, я занимаюсь с ним индивидуально, а родителям объясняю и рассказываю, как закрепить знания ребёнка в игровой форме дома, что для этого необходимо делать. С родителями детей, не справляющихся с программой такие консультации я провожу еженедельно, рассказывая о том, чем занимались на занятиях и на что им следует обратить внимание, рекомендуем различные игры.
I Игры на развитие внимания.
Игра «Что изменилось?»
Игра проводится с игрушками, они меняются местами, а ребёнок говорит, что изменилось, начиная с трёх предметов в средней группе и постепенно увеличивая до 10 в подготовительной группе.
Игра «Чего не стало?»
Поставить в ряд 10 игрушек (картинок, а в средней группе меньше. Предложить ребёнку пересчитать их и запомнить расположение, а затем закрыть глаза. Убрать 1 или любые две игрушки, после этого ребёнок открывает глаза, а взрослый задаёт вопросы:
- игрушек стало больше или меньше?
- какие игрушки исчезли?
- за какими игрушками они стояли?
- какая игрушка была первой? и т. д.
Я рекомендую развивать наблюдательность у ребёнка. Это очень важно. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли.
II Счёт
Я всегда говорю родителям, что считать можно всё что угодно, если ребёнку это интересно, используйте для счёта любой подходящий повод: пересчитывайте ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или голубей во время прогулок. Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать накрывая на стол. Родитель может предложить ребёнку : «Давай посчитаем, сколько человек сядет за стол? Сколько нам нужно тарелок? Разложи столько вилок, сколько тарелок стоит на столе. Поставь столько же чашек, сколько на столе блюдец. Положи по одной салфетке возле каждой тарелки. Посчитай сколько салфеток положили и т. д.» Можно считать фрукты в вазе, да всё что угодно.
Хорошим помощником в овладении счётом являются всевозможные настольные игры: лото, домино, игры-ходилки (с кубиком). Домино лучше «как взрослое» с точечками. Игры- ходилки дети очень любят и вместе с игрой легко осваивают счёт.
Можно играть с детьми в математический вариант игры «Холодно-горячо». Спрятать в комнате игрушку, и пусть ребёнок попробует её отыскать, выполняя словесные инструкции, например такие: «два шага вперёд, три шага влево и т. д. 2 В данной игре ещё развивается и закрепляется ориентировка в пространстве.
Для закрепления навыков счёта я рекомендую родителям поиграть с детьми в следующие игры:
1. «Найди пару»
Надо взять карточки с нарисованными на них мелкими предметами или кругами. Называть ребёнку разные числа и просить его найти соответствующую карточку, затем можно поменяться ролями. При этом хорошо будет, если взрослый будет иногда допускать как бы ошибки.
2. «Назови число» или «Назови соседей»
Взрослый бросает мяч и называет любое число, например 4. Ребёнок должен поймать мяч и назвать соседей( 3,5) Аналогично проводится
игра «Какое число пропущено?», «На один больше – меньше», «Предыдущее число», «Последующее число».
3. Для овладения счётом хороши словесные игры;
«Я задумал число»
Взрослый говорит ребёнку «Я задумал число, оно на 1 больше 6. Какое число я задумал?»
Или другой, более сложный вариант: «Я задумал число, прибавил к нему 1, получил 3. Какое число я задумал?»
4. Для закрепления состава числа я рекомендую родителям следующие игры:
«Сколько в другой руке?»
Играют вдвоём. Для игры необходимы мелкие предметы (пуговицы, детали мозаики, бусины и др.) Взрослый говорит ребёнку: «У меня 6 бусинок, в одной руке 3 (показывает). Сколько в другой руке?» Если ребёнок отвечает правильно. Можно поменяться ролями, пусть он прячет бусины. При этом можно намеренно ошибаться и исправлять их во время игры.
«
В какой руке сколько?»
Водящий взрослый берёт в две руки 6 бусинок и предлагает ребёнку догадаться в какой руке сколько, но при этом сообщает, что всего бусинок 6. Ребёнок называет различные варианты. В дальнейшем можно поменяться ролями.
III Величина
Игра «Что, кто больше?»
Ребёнок по памяти сравнивает некоторые знакомые предметы. (Машина-автобус, котёнок- кошка и др.) Здесь можно использовать игры с мячом. «Что бывает высоким, низким, далёким, близким, широким и т. д»)
IV Измерение
Во время приготовления обеда можно спросить ребёнка, где больше воды в кастрюле или в чайнике, чашке или стакане и т. д.
V Ориентировка во времени
Для закрепления временных понятий я рекомендую родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать?» когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.
VI Геометрические фигуры
1.
Составление геометрических фигур из счётных палочек
2. Составление геометрических фигур из ниток и палочек
-составить квадрат. Треугольник маленького размера
- составь маленький квадрат, затем большой квадрат
- составь прямоугольник с верхней и нижней стороной 3 палочки, а левая и правая 1 палочка
- составь из ниток фигуры: круг, овал, квадрат и т. д.
3. Игра «Помоги Незнайке найти и исправить ошибку»
Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены. Заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресован Незнайке или любому другому герою. Ошибка может состоять в том, что в группе кругов может оказаться треугольник. А в группе синего цвета фигуры зелёного и т. д.
4. Игра «Найди такой же формы»
Ребёнок ищет в окружающем, предметы круглой, квадратной, треугольной и др. форм.
VII Развитие логического мышления
1. Словесная
игра «Концовки»
Ребёнок должен закончить предложение:
«Если стол выше стула, значит стул….
«Если кресло мягче дивана, то диван….»
2.
Хитрые вопросы
- Что может быть как горячим. Так и холодным? (кастрюля, чайник, суп и т. д.)
-Что никогда не поместится в кастрюлю? (её собственная крышка)
- Из какой посуды нельзя ничего съесть? (из пустой) и др.
3. Логические задачи
- Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (груша)
-у стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется (5) и др.
Вот такие игры и упражнения я предлагаю родителям.