Суходолова Марина Сергеевна
Работа с родителями «Партнерство детского сада и семьи как залог успешной социализации ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка.
Обоснование актуальности: Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи. В свете таких перемен в области дошкольного образования, проблемы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации являются особенно актуальными.
Публикация «Работа с родителями „Партнерство детского сада и семьи как залог успешной социализации ребенка“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Описание практики:
Цель: обеспечить благоприятное и комфортное пребывание воспитанников в детском саду посредством тесного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Задачи:
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
В настоящее время в детском саду мы используем всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями, как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
Наглядно-информационные. Знакомство родителей (законных представителей) с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей. Коллаж – «Моя семья», «Безопасная улица», «Зимние птички». Выставка детских работ – «Весеннее настроение», «Гусеница», «Рукавичка», «Угощение для мишки» и т. д. Папки – передвижки «Адаптация в детском саду», «Безопасность на дороге», «Пальчиковые игры», «Дидактические игры для развития внимания» и т. д., фотографии режимных моментов «Игры в песочнице», «Подвижные игры на улице и в группе», «Утренняя гимнастика», некоторые моменты из НОД. (Рисунок 1)
Информационно - аналитические. Общение с родителями (законными представителями, сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, запросах, интересах, потребностях родителей (законных представителей) в психолого-педагогической информации.
Досуговые. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями (законными представителями) : совместные праздники - «Здравствуй елочка», «День Защитника Отечества», «8 Марта». Круглые столы – «Капризы и упрямства детей», «Дидактические игры своими руками», «Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук» и т. д. Совместные проекты «Традиции нашей семьи», «Азбука здоровья», «Птицы наши друзья» позволили «затронуть струны» каждой семьи и получить хороший результат в плане социализации наших детей. Совместное участие в конкурсах – «Неопалимая купина», «Международный день космонавтики», «День Победы», «Весеннее настроение», «Космос глазами ребенка», и т. д. (Рисунок 2)
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Результаты практики: Родители стали выражать искреннюю заинтересованность к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Семья и детский сад — два самых главных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показал, что в результате использования современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители — активные участники в жизни своего ребёнка. Такая трансформация говорит об эффективности использования современных форм в работе с семьями.