Ольга Литвиненко
Работа с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитателей г. Валуйки
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 комбинированного вида г. Валуйки
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДЕНЕНИИ
«Работа с родителями, как условие оптимизации
экологического воспитания дошкольников»
Выполнил:
Воспитатель МДОУ детский сад №1
Комбинированного вида г. Валуйки
Литвиненко Ольга Викторовна
Публикация «Работа с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание в настоящее время - не только одно из наиболее сложных направлений в работе дошкольников, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет важную роль в жизни ребенка. Следовательно, для формирования основ экологической культуры дошкольников необхо - дима разработка системы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьей. Такая система включает определенное содержания, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии экологического сознания у взрослых, готовности педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют собой способ организации целенаправленной совместной деятельности «на равных» по экологическому воспитанию дошкольников.
В нашем ДУ была разработана система сотрудничества педагогического коллектива и родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы провели анкетирование:
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка и другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда нибудь кормушки для птиц?
6. Читали ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, пословицы, поговорки о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растения?
14. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначили проблему, требующую педагогической помощи. Апробация разных форм сотрудничества с целью оптимизации экологического воспитания детей включает два этапа:
* На первом этапе мы ставили цель: просвещение родителей, формирования мотива сотрудничества.
Задачи:
Организация продуктивной деятельности по инициативе педагогического коллектива ДОУ с родителями и детьми;
Разработка новых форм работы с родителями (реализация планов просветительской работы в каждой возрастной группе)
* На втором этапе мы ставили цель: Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию.
Задачи:
- повышение уровня нравственно-экологигической компетентности родителей;
- вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
- создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитания дошкольников.
На первом этапе мы разработали новые формы работы, которые способствовали бы формированию мотива взаимодействия сотрудничества с родителями. Можно отметить ряд мероприятий, к которым родители проявили особый интерес. Так воспитатели старшей группы «ПЧЕЛКИ» разработали одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой описывали правила поведения в природе. В изготовлении первых листовок участвовали дети, и воспитатели. Эффективность данной формы подтвердил конкурс листовок на тему «Берегите природу», в котором участвовали родители. В помощь родителям оформили экологический стенд, где помещаем статьи («лечение чесноком», «лечение луком», «лечение лимоном» и др.). Еще одна форма работы – Экологическая газета на темы : «Интересное рядом», «Здоровый образ жизни», которые выпустили воспитатели старшей логопедической группы. Газеты содержали интересные факты из жизни растений и животных, о явлениях природы, предлагались задания в виде ребусов, кроссвордов. Проявился интерес родителей к информации расположенной в родительских уголках, где воспитатели давали советы,помещали стихи,загадки по теме,приметы,словесные игры для разучивания игры дома. Завели папку - копилку,в которую вместе с родителями собирали рецепты лечебных напитков «бабушкины советы». Был также проведен семинар – практикум для родителей В царстве лекарственных растений», где медицинский работник ДУ рассказал о системе закаливания в Д У, возможностях и правилах использования лекарственных растений. «Как правильно приготовить чай», «о пользе лимона». Медсестра объяснила родителям, как все это будет использоваться в ДС. Предложила родителям принять участие в профилактике ОРВИ. Мамы сделали мешочки с чесноком для каждого ребенка, принесли лук, чеснок для употребления в пищу.
Мы привлекаем родителей к участию в различных конкурсах, развлечениях, выставках. Заранее вывешиваем яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фото, готовят вместе с детьми поделки из природного бросового материала. Так были проведены выставки «Лучший осенний букет», «Дары осени», «Золотая осень».
Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах. У нас сложилась определенная система в этой работе. В экологическом уголке помещаем советы для родителей, как привлечь внимание детей, используя материалы по темам: «Помогите синичкам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ежегодно совместно с экологическим центром проводим праздник «День птиц».
В программе праздник – конкурс «лучший домик для птиц» ,»лесная столовая»,»чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц,вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети, счастливы, а взрослые помогая им,проявляют заинтересованность поднимают свой авторитет. Мы стараемся привлечь детей их родителей к наблюдению и уходу за животными, которые живут в группе и в городском эколого-биологическом центре. После многократных экскурсий в центр мы узнал, что у Максима появился хомячок,а у Маши рыбки. Этих животных они приобрели в центре. Общей темой разговоров, общие игры, книги, стихи,загадки,фильмы,улучшают микроклимат в семье.
Мы постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать бедующих созидателях жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.