Марина Ким
Работа с родителями и детьми ОВЗ в дистанционном формате
▼ Скачать
Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было
услышать, как об инновационной форме образовательного процесса, но
уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. Мы все столкнулись с неспокойным и неопределенным временем. Это самоизоляция в связи с пандемией коронавируса. Все это время мы поддерживали связь с родителями и детьми. Работали по запросам и тематическим неделям. Консультаци были составлены в рекомендательной форме, с советами и ссылками на образовательные сайты для обучения и познавательных игр. Родителям и детям такая форма работы очень понравилась, по результатам анкетирования и собеседования, мы, педагоги группы и родители детей, посещающих группу, решили продолжить работу в данном направлении после окончания периода самоизоляции. Наряду с традиционными методами контактного обучения и образовательной деятельности в детском саду, мы применяем дистанционные технологии, гибко сочетая индивидуальный и дифференцированный подходы, что, по нашему мнению, способствует индивидуализировать обучение, создать ситуацию успеха, обеспечить деятельностный подход, ориентировать на самообразование и саморазвитие родителей.
Публикация «Работа с родителями и детьми ОВЗ в дистанционном формате» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Группу «Радуга» МАДОУ-Детский сад компенсирующей напрвленности № 11 «Улыбка», в которой я работаю учителем-дефектолом, посещают 13 детей с тяжёлыми множественными нарушениями, все дети с умственной отсталостью, имеют инвалидность, кроме того из них:
-4 ребёнка с РДА;
-4 ребёнка с нарушениями ОДА (2 из них -немобильные, пердвижение возможно только в коляске). Родители детей с ограниченными возможностями здоровья – особая категория взрослых. Им в первую очередь необходимы конструктивная помощь, дельный совет и моральнопсихологическая поддержка в организации дистанционного обучения, поэтому в начале мы определили направления работы исходя из запроса родителей. И тут важно не переусердствовать, не засыпать родителей потоком информации, и не усадить ребенка за компьютер, чтобы он делал много заданий. Во всем должна быть мера. Нужно помнить и понимать, что родители могут удаленно работать и у них не так много времени, что бы читать или слушать большие послания от педагога. Выбор направления взаимодействия должен быть удобен всем участникам.
Наша работа строится на тех видах взаимодействия, которые участники выбрали. Это в первую очередь консультирование родителей по насущным и актуальным для них вопросам. На этом этапе мы осуществляем поддержку и оказываем информационно-практическую помощь родителям. Рассказываем о том, как организовать занятие с ребенком дома, в какие игры лучше поиграть и как не допустить пресыщения от общения друг с другом. Учим родителей контейнировать свои эмоции и сохранять себя в балансе. И многое другое. В нашей группе онлайн-консультирование проходит с помощью телефона (стационарного и мобильного, электронной почты, Skype, Whatsapp, Viber и т. д. и т. п.
Дистанционное образование дошкольника — второй этап - заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения. Важное условие второго этапа – поддержание желания взаимодействовать, мотивировать родителей на получение консультативной и образовательной помощи от специалиста, сохранение желания быть на связи.
И на конец, третий этап - итоговое сопровождение. Он является продолжением предыдущих двух. Основная роль этого этапа заключается в получении обратной связи от участников взаимодействия. Без обратной связи невозможно выстроить коммуникативное взаимодействие. В добавление, это усиливает эмоциональный отклик и закрепляет положительный результат проводимой работы. И еще, простраивание следующего взаимодействия должно осуществляться с опорой на результаты предыдущего. Так будет выполняться принцип преемственности и системности работы.
Основное при выборе формы дистанционной работы с родителями - учет индивидуальных возможностей и запроса каждой семьи. Понимание зоны активного восприятия и готовности к взаимодействию.
Ведущим и реально осуществимым в короткие сроки направлением работы считаю – консультации. Варианты консультативной работы с родителями детей ОВЗ в дистанционном формате : беседы с родителям, ответы на вопросы, буклеты с интересной информацией, презентации по различным темам, видео консультации и т. д.
Видео консультации можно проводить в прямом эфире или делать запись и выкладывать ссылку для просмотра родителями. Это достаточно удобно. Родители могут в удобное для них время и с любого устройства просматривать видео консультации. Формат может быть различный от традиционно-делового до сказочно-аллегорического. Фантазия и возможности: технические и артистические, придутся только в помощь. После того, как запись консультации будет сделана, можно смонтировать ее с фотографиями, наложить музыку, чтобы видео консультация была похожа на маленькую историю, которая эмоционально и не нравоучительно рассказывается слушателю. По длительности такие консультации лучше не делать больше 15 минут. Иначе, тяжело запомнить все увиденное и услышанное. Если информации много, можно разделить ее на несколько частей и записать еще одну консультацию.
Такие консультации можно смотреть всей семьей. И всем будет интересно! [6, С. 51-54.].
Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Здесь велика роль взрослого
педагогу необходимо создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Преимущества дистанционного работы с детьми дошкольного возраста:
- выбор оптимального режима образовательной деятельности, с
учетом особенностей ребенка, когда родители сами определяют, в
какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня
наиболее продуктивен для занятий;
- индивидуальный подход к ребенку с учетом его способностей;
- ребенок не «привязан» к определенному месту, он может заниматься
один или всей семьей. Основное условие – наличие ПК, телефона и
доступа к ИНТЕРНЕТУ.
В дистанционном обучении детей дошкольноговозраста есть и
минусы:
- в случае если родители не имеют возможности, времени или
желания заниматься с ребенком, то уровень усвоения им материала
будет не высокий.
- отсутствие авторитета родителя, т. к. многие дети воспринимают
информацию так, как ее преподносит специалист.
- не все имеют возможность дистанционно заниматься, в силу
сложной структуры дефекта у ребёнка.
Мы ежедневно разрабатываем содержание обучающей деятельности
в соответствии с особенностями детей. Наша задача состоит в
том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные и
эффективные методы и приемы работы с детьми. Мы стараемся
обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками,
картинами, презентациями, мультфильмами, в соответствии с темами, в
форме обучающих и развивающих занятий. Также делаем подборку
подвижных игр, в которые дети могут поиграть со
своими родителями или другими членами семьи.
В работе с детьми я так же использую дистанционные технологии,
дети с родителями участвуют в интернет – конкурсах, онлайн-конкурсах,
используя средства ИКТ, обучаясь работать с ними (компьютер,
ноутбук, телефон, занимают призовые места. Таких конкурсов, проводящихся дистанционно, множество, мы с родителями и детьми стараемся принимать в них активное участие.
Выполнение творческих заданий представляется презентацией или фотографиями с пошаговыми этапами выполнения. Надо отметить, что все родители были расположены к сотрудничеству, очень активно выполняют задания, выставляют рисунки, поделки, выполненные задания.
Формой контроля дистанционной работы являются видео и фото отчеты, которые присылаются в групповой чат или в личные сообщения специалисту.
Опыт использования дистанционного образования, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным.
Практика показала, что при условии систематического использования дистанционных технологий, информационно-компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность коррекционно-развивающей работы значительно повышается. Об эффективности говорят следующие факторы:
- у большинства воспитанников повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;
- полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- у большинства воспитанников прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной и эмоциональной деятельности детей.
Таким образом, использование таких форм в работе учителя-дефектолога, рассматриваю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи дошкольникам с ОВЗ, обеспечивающий его оптимальное развитие, раскрытие его личностного потенциала, профилактику дезадаптации. Использование средств информационных технологий позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, учителя-дефектологи, должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.
Литература
1. Азамова М. Н. «Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [текст] / М. Н. Азамова //Молодой ученый. – 2012.-№11, с. 385-387.
2. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», М. 2002.
3. Венгер А. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., 2001.
4. Лизунова Л. Р. «Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. -Пермь, 2009. -60с.
5. Лынская М. И. «Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ». Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
6. Мелкозёрова Е. В. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 51-54.
7. .Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание. 2000г., №11, с. 53-57.
8. Научно-практический журнал «Управление ДОУ», 2011, №9(75, с. 86-89.
9. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание. 2000 г., №8, с. 60-68.
10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, ЗАО «МЦФЭР», 2012, №8, с. 4-8, 19-22.