Татьяна Куксова
Консультация для родителей «Роль взрослого в успешной адаптации ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
на тему: «Роль взрослого в успешной адаптации ребенка к школе»
Подготовка ребенка к обучению в школе совпадает с кризисным периодом в развитии дошкольника. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Данный возраст называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. В первую очередь, наблюдается утрата наивности и непосредственности в поведении и в отношениях с окружающими. Эта тенденция связана с началом дифференциации внутренней и внешней стороны личности. В поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, изменяя структуру поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Ребенок в возрасте 7 лет способен более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений.
Публикация «Консультация для родителей „Роль взрослого в успешной адаптации ребенка к школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Таким образом, смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения, так как ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.
В период кризиса 7 лет ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.
В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Переживания не только осознаются, но и приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы, благодаря которым у ребенка возникают новые отношения к себе. По мнению Л. С. Выготского к кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности и исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут меняться или исчезать по мере накопления опыта другого характера. Некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. В то же время, это не отражение внешней его жизни. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, но они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т. д.
Таким образом, к 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. К типичным формам трудновоспитуемости в период кризиса 7 лет относят конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия внутреннего мира ребенка. Такие новообразования, как себялюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса постепенно угасают. К концу кризиса 7 лет дошкольные переживания изменяются на школьные, возникает новое отношение к среде и к самому себе, что способствует дальнейшему развитию ребенка в период младшего школьного возраста.
И поэтому приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.
Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так:
• «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок»;
• «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим»;
• «Мы поддержим тебя в любых неудачах»;
• «Мы готовы относиться внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе»;
• «У тебя все получится, мы верим в тебя».
Давайте попробуем вместе создать образ ребенка-первоклассника.
Игровое упражнение «Мой образ ребенка-первоклассника»
Родителям предлагается выбрать одного персонажа из набора сюжетно-ролевых игрушек: Чипполино, Буратино, кукла, Карлсон, разные домашние и дикие животные, т. п. В объяснении своего выбора выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей предложить всем поставить игрушку на одну из трех цветных полосок - дорожек, ведущих к школе. Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка - умеренное; красная - нет особого беспокойства.
Как могут взрослые влиять на адаптацию ребенка к школе?
/Высказывания аудитории. /
Явления дезадаптации (школьные страхи, неврозы) могут быть вызваны, на первый взгляд, безобидными стереотипами родительского поведения. Давайте поразмышляем над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Ты, наверное, будешь двоечником?
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если станешь отличником!
/Мнения родителей. /
Да, они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.
Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
/Мнения родителей. /
Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка : «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
/Мнения родителей. /
Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
- Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!
/Мнения родителей. /
У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.
Взрослые могут помочь ребенку осваивать новую социальную роль школьника. Для этого важна разумная мера участия родителя в школьных делах ребенка, который выбирает роль наставника, а не постоянного котроллера.
Игровое упражнение «Привлекательный образ наставника и Я как наставник ребенка»
Представьте, что вы устраиваетесь на новое место работы, где предстоит освоить новую профессию. Каким образом должно строиться ваше обучение? Выберите вариант, который обеспечит наилучший результат.
1. Сразу приступить к работе, а в процессе самостоятельно во всем разобраться, возможно методом проб и ошибок. Всю ответственность за ошибки несете вы.
2. Самостоятельно осваивать новую специальность, но с наставником, к которому можно в крайнем случае обратиться за помощью.
3. Наставник в течение определенного времени будет сопровождать вас. Ваше обучение входит в его должностные обязанности. По истечении срока обучения вы должны будете справляться самостоятельно.
4. В обязанности наставника входит не только ваше обучение, но и сопровождении в течение года. После завершения обучения у вас остается право в затруднительных ситуациях обратиться за помощью.
5. Наставник прикрепляется к вам навсегда. В его должностные обязанности входит постоянный контроль.
Теперь попробуйте поразмышлять над следующими вопросами:
Если бы вам предложили самостоятельно осваивать новую профессию и одновременно требовали бы безупречной работы, какие чувства вы бы испытывали в процессе обучения?
Каким образом происходит постепенная передача ответственности ученику-первокласснику? Какой из предложенных вариантов лучше всего подходит для этого? Почему?
Как вам кажется, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы научиться самостоятельно справляться с учебой? /Мнения родителей. /
Итак, мы надеемся, что теперь вы сможете разумно подойти к подготовке ребенка к обучению в школе, к тем высказываниям, требования, которые вы предъявляете будущему первокласснику.