Аэлита Колодина
Работа с педагогами. Групповое занятие с элементами тренинга «Позитивная волна в моей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
"Жизнь-это ни зебра из чёрных и белых полос, а шахматная доска,где следующий ход зависит от твоего хода. "
«Позитивная волна в моей жизни».
Цель : создание условий для профилактики возникновения профессиональной деформации у педагогов средствами социально-культурной деятельности.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формирование умения осознавать «что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;
Снятие эмоционального напряжения;
Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом;
Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля;
Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности.
Основные формы проведения занятия :
1) Игровые (релаксационные, творческие и т. д.).
2) Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
3) Моделирование и анализ заданных ситуаций.
4) Беседы, дискуссии.
Методические аспекты проведения практического занятия.
Количество участников 8-10 человек. Продолжительность занятия-2 часа.
Занятие 1.
I.Блок-вводный.
Цель: знакомство участников, сближение, создание атмосферы безопасности и доверия, настроить на занятие раскрепощение участников.
Материал: фломастеры, планшеты с бумагой.
Расположение участников-педагоги садятся на стулья, расставленные по кругу.
Содержание.
1)Перед началом занятия каждый педагог оформляет свой бейджик.
2)Для комфортного самочувствия педагога психолог предлагает обсудить и принять правила работы в группе, такие как:
Активное участие каждого педагога.
Правило включённости-на занятии нет супервизоров, наблюдателей, оценщиков.
Не давать советов.
Правило Я-высказывания-важно, что каждый участник любую фразу произносит только от своего имени.
Искренность и откровенность.
Правило конфиденциальности-групповой процесс обсуждается в группе, рассказывать, что было на занятии, какие проблемы решал тот или иной участник,-неприемлимо.
3)игра «О себе в трёх словах». Каждый участник рассказывает о себе в трёх словах-это могут быть существительные, прилагательные, глаголы либо предложение. Упражнение для создания доверительной обстановки.
II.блок-основной, обучающий, развивающий.
Цель: вовлечь группу в размышления о проблематике занятия, творческая активность участников, сплочение группы, развитие эмпатии.
Материал: бумага, ручки, непрозрачный пакет с разными небольшими предметами и игрушками (например, коробок спичек, мягкая игрушка, CD-диск,USB- провод, клей, шарик воздушный и т. д., доска (мольберт,музыка для релаксации.
4)Беседа по теме «Психическое здоровье педагога».
«Психическое здоровье педагога.»
«Общеизвестно, что профессия педагога –одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности воспитателя, преподавателя, его роли в учебно-воспитательном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Многочисленные исследования позволили определить причины возникновения этого явления:
Социальные-обречённость на низкий материальный статус.
Групповая-профессиональная деятельность, взаимодействие с коллективом, руководством.
Индивидуальная-личная жизнь, взаимодействие с детьми, с родителями, аттестационные испытания, проверки и т. д.
Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации.
На этом фоне у педагогов можно наблюдать такие симптомы:
эмоциональное истощение-снижение эмоционального фона и развитие равнодушия;
нарушение отношений с другими людьми, повышается негативизм, скепсис;
снижение уровня самооценки, негативное отношение к своей профессии, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.
По мнению большинства педагогов, усиленному развитию этих всех показателей способствуют:
начало педагогической деятельности после отпуска, каникул, курсов;
проведение открытых занятий и мероприятий, на которое было затрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.
Состояние усталости, напряжения, апатии испытывают:
56% педагогов-1-2 раза в год;
21% педагогов-3-4 раза в год;
15% педагогов-более 5 раз в год;
8% педагогов-не испытывают вообще.
Педагоги отмечают, что эмоциональное истощение, выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы, т. к. приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворённости собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения.
Исследования Гарвардского университета показали, что успех в карьере лишь на 15% определяется профессионализмом,и на 85% зависит от личных качеств человека, правильного поведения в стрессовых ситуациях и правильного отношения к жизни.
В понятии «правильное отношение к жизни» подразумеваются самооценка человека, оптимизм, контроль и ответственность за свои действия и решения.» Обсуждение с педагогами данной темы, их мнение по этому вопросу.
5)упражнение «Моя работа похожа на…». По кругу передается непрозрачный пакет с небольшими предметами. Каждый участник, не глядя достаёт предмет, показывает остальным педагогам и быстро придумывает, почему его работа похожа на этот предмет. Например, «Работа воспитателя похожа на лупу, т. к. воспитатель должен замечать мельчайшие детали» и т. д. Все фиксируется на доске. Потом обсуждается- все ли особенности работы воспитателя отображены. Это упражнение помогает вовлечь группу в проблематику занятия, стимулировать творческую активность участников.
6)упражнение «Квадраты-круги-треугольники-спирали». На доске пишутся фигуры круг, квадрат, треугольник, спираль (зигзаг). Каждый участник выбирает понравившуюся фигуру, и объединяются в мини-группы согласно той фигуры, которую выбрали. Психолог раздает педагогам аннотацию, где расписано, что обозначает людей, выбравших «круг», «квадрат», «треугольник», «спираль». И согласно их характеристикам участники должны придумать:
«квадрат»-нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, чтобы был порядок и структура;
«круг»-придумывают, что можно сделать для того, чтобы внутри команды всегда были хорошие отношения;
«треугольник»-придумывают меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящие перед ними цели и задачи;
«спираль»-придумывают, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
Это упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды, работы.
7)тест «Энергетический круг». Самодиагностика каждого участника. Определение «Куда и на что тратим свою жизненную энергию?» и «Откуда берём силу и подпитываемся энергией?»
8)рисуночный тест «Сосуд жизни». Определение своей женской сути, целей, мечтаний и желаний. Этот тест для самодиагностики участников.
9)релаксация –медитация «Радуга ощущений». Настрой на позитив, единение с миром, обогащение себя новыми ресурсами, снять эмоциональное напряжение.
«Радуга ощущений. (релаксация-медитация)
Утром и вечером по десять минут поделать медитацию «Радуга ощущений». Сядьте поудобнее, с поддержкой всему телу. Расслабьте живот, понаблюдайте за 5-7 вдохами-выдохами…Потом, проговаривая примерно то, что написано ниже, расслабляясь, представляйте себе вот такие картинки:
Я живу в радуге ощущений. Моё пространство просторное для меня. Оно мирное и светлое.
Я живу в радуге ощущений. Воздух питает меня. Поддерживает моё дыхание каждый момент моей жизни. Я вдыхаю его легко. Мягко. Спокойно.
Я живу в радуге ощущений. Огонь моей души согревает меня, освещает мой путь, моё пространство. Мир вокруг меня-тёплый. Я согрета своим огнём. Я могу согреть тех, кого захочу.
Я живу в радуге ощущений. Вода омывает меня. Поддерживает жизнь моего тела. Я- часть великой реки жизни. Я-женщина: мягкая, плавная, нежная, легкая, изменчивая.
Я живу в радуге ощущений. Земля поддерживает меня, дарит мне опору, безопасность. Она поддержит в трудную минуту, питает меня.
Я живу в радуге ощущений. Чувствуя свое тело. Принимая себя как себя. Со всеми своими горестями, трудностями. Я справляюсь со страхом, с тревогой, с неизвестностью по мере своих возможностей. Всё, что есть сейчас, и все, что со мной будет,-вполне посильно для меня.
Имеет смысл-только без насилия над собой!-поделать эту релаксацию в течении хотя бы двух, а лучше трех недель.»
Психолог раздаёт всем участникам распечатку данной медитации.
III.Блок-завершающий.
Цель: пробудить спонтанность, креативность, более глубокое понимание своей сущности.
Материал: бумага для рисования, карандаши цветные, музыка для релаксации.
10)упражнение «Атомы-молекулы». Упражнение для того, чтобы группа могла подвигаться и встряхнуться.
Участники расходятся по залу и по команде ведущего соединяются по двое, по трое, по четыре и т. д. А также это упражнение можно использовать, если надо составить пары участников для следующего упражнения.
11)методика «Рисунок вдвоём». Педагоги садятся по двое за столы, расставленные по залу, выбирают по одному цветному карандашу и под спокойную музыку начинают рисовать. Рисуют на одном листе, без слов, без дополнительных жестов и эмоций. Это упражнение направлено на понимание межличностных отношений и конфликтов. А также участники высказывают свои предположения на тему «Каков общий фон настроения у рисовавших; кто из них доминировал в общении». В обсуждении участники проецируют эти фантазии на свою реальную жизнь.
12)Рефлексия.
В завершении занятия каждый участник отвечает на вопросы психолога:
С чем вы уходите с занятия?
Ваши пожелания, замечания (по форме, по содержанию занятия, по его проведению).
Обратная связь психолога с участниками необходима для того, чтобы усилить позитивное эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятия.