Получи документы

Конспект «Работа с художественной картиной на уроках истории»

Надежда Николаевна Иванова
Конспект «Работа с художественной картиной на уроках истории»
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с картиной позволяет передать исторический материал через зрительный образ. Картина становится источником активного получения знаний.

Картина легко отпечатывается в памяти обучающихся, помогает закреплению исторического материала.

Происходит знакомство с творчеством художников, их жизненной позицией.

Предлагаю варианты заданий при работе с художественными произведениями :

Публикация «Конспект „Работа с художественной картиной на уроках истории“» размещена в разделах

Описание картины или беседа по вопросам должны преследовать определенную цель. – какое историческое событие?

- какой князь изображён на картине?

1. Беседа по вопросам к картине : К. Лебедев

Учитель Ученики

- Кто находится в центре композиции? Судя по одежде, предположите кто это может быть?

- Что принесли люди на переднем плане?

- Кто учитывает и фиксирует принесённое?

- Какое время года на полотне?

- Зачем они всё это принесли?

- Как зовут этого князя?

- Вероятнее всего это князь.

- Бочки с мёдом, напитками, туеса с какими-то продуктами, шкуры или ткани.

- Помощник князя и его дружина.

- Осень.

- Возможно это полюдье, т. к. князь с осени объезжает подвластные ему земли для сбора дани.

- Скорее всего, Игорь, т. к. после него сбор дани был изменён.

Характер такой беседы значительно меняется с возрастом. В старших классах сложные выводы учащиеся формулируют самостоятельно.

И так картина может нам помочь определить время.

2. Определите время, изображённое на картине (исторический период, век, год, чёткая дата). В. Серов «Ледовое побоище», 5 апреля 1242г.

3. Охарактеризуйте историческую личность с помощью художественных образов. В. Васнецов «Иван Гозный» и И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван».

Посмотрим на изображения царя Ивана Васильевича Грозного: одно принадлежит кисти И. Репина, другое –В. Васнецова. Какие человеческие черты мы видим на первом полотне?

(убитый горем, слабый, испуганный и т. д.)

Какие черты демонстрирует нам вторая картина?

(Целеустремленность, жестокость, властность и т. д.)

- И действительно, историки не раз подчеркивали противоречивость как характера, так и поступков Ивана IV : с одной стороны – великий самодержец, укрепивший Российское государство, расширивший его границы; с другой – деспот, жестокий палач.

В данном случае сравнение портретов может служить средством выявления противоречия.

Следует учитывать, что художественная картина, это не документ, а отображение истории в искусстве, где автор выказывает свое личностное отношение к тому или иному событию. Учитывая это можно провести следующую работу.

4. Найдите исторические неточности в картине, опираясь на описания данных событий Корба и Брикнера. В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни».

«Утро стрелецкой казни» — первая большая работа Сурикова, в жанре исторической живописи. Описание казни стрельцов художник нашел в «Дневнике путешествия в Московию» Иоганна Георга Корба, секретаря Цесарского (австрийского) посольства, находившегося в России в 1698—1699 годах. Однако на картине, не совсем достоверно изображено место казни: место действия из села Преображенского перенесено в Москву — для придания полотну торжественности и символизма. Казни стрельцов в селе Преображенском происходили в октябре 1698 года, казнь в Москве на Красной площади — зимой 13 февраля 1699 года, а на картине не зимний, а осенний пейзаж. Описывая казнь стрельцов в феврале 1699 г. в Москве, Корб отмечает, что стрельцы были обезглавлены топором. «День ужасный, так как сегодня казнено двести человек. Этот день несомненно должен быть отмечен черной краской. Все были обезглавлены топором. На пространной площади, прилегающей к Кремлю, были приготовлены плахи, на которые осужденные должны были класть головы». Подобные сведения мы находим и в монографии Брикнера А. Г., где он приводит воспоминания австрийского посла: «Никто из стрельцов не просил помилования, а некоторые, подходя к плахе, обращались к Петру: «Посторонись - ка, государь, это я должен здесь лечь».

На картине же мы видим вдалеке виселицы. По воспоминаниям Корба стрельцов казнили через повешение в селе Преображенском, а не на Красной площади. «В Преображенском царь, окруженный войском, собственноручно отсек головы пятерым преступникам. Другие 230 человек поплатились смертью на виселицах…».

При обобщении какой-либо темы также можно использовать художественные картины.

Изучив определенную тему, в качестве закрепления и обобщения можно предложить следующую работу :

5. Расположите предложенные картины по хронологии изображенных событий.

a. Захват Киева Олегом - 882 г.

b. Крещение киевлян – 988 г. ;

c. Съезд князей – 1097 г. ;

6. Соотнесите картины с предложенными историческими документами или текстами

Летопись «Повесть временных лет»

В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам пошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским».

7. Самостоятельно составьте коллекцию полотен к данному историческому событию (периоду) в качестве д/з.

8. Составьте исторические вопросы по картине.

(Задания 9-11 рассмотрим, если останется время)

Использование произведений живописи на уроках истории дает возможность учителю творчески подходить к организации образовательного процесса обучающихся. Также ориентирует на организацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В обучающихся развивается речь, внимание, наблюдательность, творческое воображение.

Уроки с использованием произведений живописи способствует моральному и эстетическому воспитанию учащихся.

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Фотоотчёт об использовании нетрадиционных техник рисования в работе над картиной «Находка»Фотоотчёт об использовании нетрадиционных техник рисования в работе над картиной «Находка» В 2020 году в рамках акции «Марш парков» Центр охраны дикой природы объявил традиционный конкурс детского художественного творчества «Мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Работа с художественной картиной на уроках истории»
Опубликовано: 11 ноября 2024 в 14:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Работа с художественной картиной на уроках истории»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Николаевна Иванова (УИ 3495297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД