Елена Смолеева
Консультация «Работа с детьми в уголке природы»
Организованная деятельность детей в уголке природы (центре природы, экоцентре) позволяет реализовывать ряд целей экологического воспитания.
Цели и задачи организации уголка природы
1. Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
2. Создать представления о том, что для роста живых организмов необходимы определённые факторы.
Публикация «Консультация „Работа с детьми в уголке природы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Развитие эмпатии через трудовую активность детей в центре природы, то есть умения сочувствовать (к примеру, когда цветок засыхает из-за недостатка влаги, сопереживать живым существам (когда рыбки бьются об стекло аквариума в поисках пищи и пр.). К тому же малыши могут увидеть результаты своей помощи живым существам, прочувствовать радость от соприкосновения с природой.
2. Совершенствование эмоционально-волевой сферы ребят. Дети учатся контролировать эмоции, если, например, в игре не всё получается: малыш не может быстро отсортировать домашних и диких животных, овощи и фрукты и т. д. Это помогает наладить адаптационные механизмы психики детей младшего дошкольного возраста.
3. Воспитание чуткости, отзывчивости в процессе игры с животными и растениями.
4. Практическое закрепление полученных из книг, в процессе слушания, рассматривания картинок — знаний, умений и навыков через художественно-творческую деятельность (создание поделок, рисунков).
Как оформить уголок природы в младшей группе
Требования к оформлению центра природы :
1. Обязательное наличие центра природы в каждой группе.
2. Уголок должен располагаться около окна.
3. Выглядеть эстетично,
4. Методическое наполнение в соответствии с возрастом.
Центр природы включает в себя две зоны: живой уголок и зону для экспериментирования
Рассмотрим содержание каждой из этих зон отдельно.
Живой уголок : растения
Чтобы малыши могли во время наблюдений делать выводы относительно особенностей роста и развития растений, флора центра природы должна отбираться и содержаться в рамках определённых правил.
• Требования:
1. Для знакомства с характерными чертами, условиями и образом жизни растений, они должны быть типичными для группы комнатных растений. Комнатные растения должны быть яркими, привлекающими внимание малышей-дошколят, у которых концентрация на одном объекте редко когда превышает 5–7 минут.
2. Цветы подбираются неприхотливые, так как у воспитателя нет физической возможности совмещать уход за капризными растениями и образовательный процесс, а дети 3 –4 лет ещё слишком малы для того, чтобы брать на себя всю ответственность об уходе за зелёными питомцами.
3. Растения должны быть подобраны под те условия (температурный режим, уровень влажности, в которых им предстоит находиться.
4. Растения должны радовать глаз, поэтому важно подобрать гармоничное сочетание цветов, дизайн горшков.
5. Все объекты должны быть доступны для наблюдения и ухода для малышей.
6. Для полноценного роста каждому растению нужно подобрать правильный почвенный состав. При этом вещества для подкормки и обработки цветов должны быть вне зоны доступа детей.
7. Заблаговременно ознакомиться с характеристиками комнатных растений, они должны не навредить.
Какие растения выбрать:
Как показывает практика, наиболее оптимальным выбором для учёта всех требований, будут представители трёх групп комнатных цветов.
1. Тропические растения: лианы, орхидеи, эпифиты. Для малышей эти цветы интересны отсутствием периода покоя, то есть их рост можно будет наблюдать постоянно.
2. Субтропические растения: аспидистра, сенполия, имеющие периоды покоя. Очень удобны в помещениях, расположенных на первом этаже, а значит, так или иначе, подверженных перепадам температур. Поэтому представители субтропиков особенно востребованы в первой младшей группе, так как малышей этого возраста обычно «селят» внизу.
3. Обитатели пустыни: кактусы, суккуленты — любители жары и света. То есть угроза «забыли полить» им не страшна. К тому же забавный внешний вид этих растения привлекает малышей.
На каждом цветочном горшке должна быть прикреплена наклейка с названием растения.
Живой уголок : животные
Для полноценного знакомства с природой очень важно, чтобы дети могли наблюдать не только растения, но и животных. Поэтому целесообразным является организация так называемой экологической гостиной, расположенной в общем холле детского сада, куда бы имелся доступ у ребят всех групп. В этой зоне уместно поселить как водоплавающих, так и птиц, земноводных.
1. Аквариумные рыбки. Обычно это 1–2 крупные золотые рыбки, 2–3 бычка, гуппи, скалярии, красивые водоросли. Для удобства всестороннего наблюдения за жизнью морских обитателей, аквариум лучше выбирать четырёхугольной формы
Обычно аквариумы располагают в холле, где они выполняют ещё и декоративную функцию
2. Птицы. Канарейки. Только если пространство позволяет удалить «певцов» от спален, чтобы не тревожить детский сон. Попугаи. Например, яркие амадины.
3. Земноводные. Если нет возможности приобрести большой аквариум с рыбками, часто администрация детского сада находит компромиссное решение: покупает аквариум с лягушками.
4. Кролики, хомяки, морские свинки.
Это важно: Все животные, кроме обитателей аквариума, должны пройти ветеринарный контроль, результаты которого фиксируются в справках.
Для младших групп целесообразно периодически на 1–2 дня приносить клетки с животными в группу для ознакомления с внешним видом и образом жизни обитателей живого уголка.
Зона экспериментирования
Эта часть предметно-развивающей среды предназначена для эмпирического исследования живой и неживой природы. Обычно размещается по коробкам, ящикам. Для детей 3 – 4 лет зона экспериментирования представлена в очень сжатом виде, так как малыши не делают опытов в том объёме, в котором этот вид работы практикуется в средней и старших группе. Во второй младшей происходит небольшое пополнение материалов, но в целом комплектация остаётся неизменной.
1. Посуда. Стаканчики, воронки, тарелки, ситечки и подносы. Эти предметы нужны, например, для знакомства со свойствами воды (принимать форму того тела, в который она помещается) во второй младшей группе. В первой младшей группе посуда выполняет функцию атрибутов для игр с куклами.
2. Природный материал : песок, ракушки, шишки, каштаны, камешки — используется для создания поделок, знакомства с понятием формы, размера. В этой же коробке может лежать бросовый материал: нитки, куски картона, цветной бумаги для занятий творчеством.
3. Материалы, распределённые по блокам (по ящикам). Например, воздушные шары, мыльные пузыри, вертушки для изучения понятия «воздух», цветные камешки для изучения цветов, пустые коробочки от киндер-сюрприза с разным наполнением (крупа, сахар, монеты и пр.) для знакомства с различными звуками и мерами веса (тяжело — легко, мешочки-саше с лавандой, ромашкой для работы с понятием запах, зеркальце для игр с солнечным зайчиком при рассмотрении понятия свет.
Материалы для экспериментирования пополняются постоянно: в зависимости от времени года, уровня знаний, умений и навыков детей, а также конкретных текущих образовательных задач
4. Коллекции морских камешков, ракушек. В принципе, это опционная позиция, так как эти материалы есть в разделе природных материалов.
5. Календарь природы (со второй младшей группы). Эта модель для наблюдения над сезонными и погодными изменениями представлена в упрощённом виде. Например, в виде плаката с кармашками для размещения солнышка, тучки, облаков, чтобы продемонстрировать текущую погоду, а также картинки со снежинкой, цветущим лугом, разноцветной листвой и деревьев с почками для обозначения сезона.
6. Кукла, одетая в сезонную одежду, чтобы дети получали представление о том, как нужно одеваться в разную погоду, в разные времена года.
7. Наглядный материал в виде книг или карточек с крупными изображениями насекомых, птиц, диких и домашних животных, садово-огородных культур. Кроме того, в блоке наглядных материалов могут быть карточки, показывающие труд взрослых на благо природы, а также аудиозаписи звуков природы (шум моря, дождя, шелест листьев, звуки, издаваемые животными и т. д.).
8. Дидактический материал для игр (объёмные фигурки местных, экзотических и морских животных, муляжи овощей, фруктов).
9. Материалы для трудовой деятельности. Доступный в младшем дошкольном возрасте минимум представлен лейками для полива, тряпочками, чтобы вытереть пролившуюся воду, клеёнками, если перед поливом цветы нужно переставить.
10. Сезонные объекты: летом — букеты цветов, осенью — букеты осенних листьев, зимой — еловые ветки в вазах, весной — цветущие веточки деревьев и кустарников.
Это интересно. В младших группах (в отличие от средней и старших) необязательно, но очень полезно создавать «огород на окне», высаживая репчатый лук, чтобы дети могли наблюдать за процессом роста и развития растения.
Работа в уголке природы
Исходя из целей и задач создания уголка природы, содействующего экологическому воспитанию малышей, он предназначен для:
дидактических игр, через которые дети получают знания о природе;
трудовой деятельности, прививающей ответственное отношение к миру вокруг.
Во второй младшей труд приобретает более самостоятельный характер, дети учатся работать в парах, малых группах (4 человека максимум). При этом все участники выполняют одинаковые действия, которые педагог предваряет объяснением и показом каждого этапа отдельно. Например, малыши в парах поливают цветы и вытирают воду, попавшую на подоконник (наливаем неполную лейку, льём тонкой струйкой по четырём направлениям в горшок, ставим лейку на место, вытираем воду тряпочкой).
Зона природы в младшем дошкольном возрасте — важный элемент предметно-развивающей среды группы. Она помогает малышам осваивать основы экологической культуры, связанной с воспитанием бережного отношения к окружающему миру. И поскольку это направление образовательного процесса будет продолжаться и в школе, на педагога ложится большая ответственность, связанная с правильной организацией центра природы и выбором методически грамотных приёмов работы с материалами уголка.
1.
Труд детей в уголке природы в средних группах
В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.
Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями.
Уход за растениями в начале года осуществляется в присутствие детей.
Постепенно привлекая их к посильной помощи, показывая, как наливать воду, как держать лейку, поливать, обтирать листья, называя предметы ухода, приучая детей класть все на свои места.
Вначале под наблюдением, а затем самостоятельно дети выполняют поручения по уходу за растениями: вытирают крупные листья, поливают. В средине зимы уже можно проводить совместное мытье комнатных растений с небольшими подгруппами детей.
Поручается двум-трем детям обтирать растения, остальным поиграть, объяснив, что в следующий раз эту работу будут делать другие. Горшки с растениями ставятся на скамеечки или на пол, если растения высокие.
В начале предлагается посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывают рукава, чтобы не испачкать их.
Каждому предлагается намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать, Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.
После работы вытирают пол, ополаскивают тряпочки,выжимают их и развешивают для просушки, затем растения ставят на место.
Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?» Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.
Продолжается знакомство детей с рыбками, птицами,мелкими животными уголка природы.
Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе. В течении зимы дети сеют овес для кроликов и птиц (им необходим зеленый корм, как и малыши сажают лук, следят за его ростом, осторожно поливают (не заливая луковицы).