Юлия Бородкина
Работа с детьми по безопасности дорожного движения
Филиал «Елочка» МБДОУ «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области
Проект по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
Воспитатель
филиала «Елочка»
МБДОУ «Первомайский
детский сад»
Бородкина Ю. А.
2015-2016 уч. г.
Актуальность
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделятся воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах.
Публикация «Работа с детьми по безопасности дорожного движения» размещена в разделах
Находясь еще в коляске, ребенок становится одним из участников дорожного движения. А как только он начинает ходить — из ведомого и пассивного ребенок превращается в наиболее активного. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Чаще это связано с невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое транспортное средство.
Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. И если в период пребывания в саду еще можно предполагать, что его могут провожать и встречать родственники, то когда он станет учеником, его безопасность будет определяться в основном уровнем его подготовленности к самостоятельному движению по улицам города, поселка.
Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территории детского сада и школы, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Разработка проекта по воспитанию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста обусловлена значительным числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участие детей.
В проекте излагаются основные направления работы по воспитанию безопасного поведения на улице. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления воспитания в детском саду.
Реализация проекта через следующие направления:
— воспитание навыков поведения;
— ознакомление с окружающим;
— развитие речи;
— художественная литература;
— конструирование;
— изобразительное искусство;
— игра.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улицах и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Всегда следует помнить, что детский сад есть по преимуществу учреждение воспитательное. И поэтому проект ставит задачу не столько обучить правилам дорожного движения, сколько воспитать безопасное поведение у детей на дорогах, улице и в транспорте.
Цель проекта: формирование у детей культуры безопасного поведения на проезжей части и близ нее.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.
3. Автоматизировать навыки детей к правилам безопасного поведения.
4. Учить детей предвидеть возможной опасности.
5. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
6. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
7. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности.
Тип проекта: информационно-ориентированный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители, специалисты.
Длительность проекта: долгосрочный.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Перспективный план работы по проекту;
2. Конспекты занятий, бесед, сценарии мероприятий;
3. Дидактические, подвижные, настольно-печатные игры;
4. Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, раскраски;
5. Познавательная и художественная литература;
Планируемые результаты:
1. Дети будут знать основные правила безопасного поведения на дороге, соблюдать правила безопасности;
2. Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
4. Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на дороге.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный
II. Основной
III. Заключительный
Подготовительный этап:
-создание проблемы, постановка цели и задач;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной этап:
- реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;
- работа с родителями.
Заключительный этап:
- проведение итогового открытого мероприятия «Путешествие в страну Светофорию»;
- проведение родительского собрания «Азбука безопасности».
План работы по реализации проекта
Тема Цель Методические приемы
Сентябрь
Безопасная улица Закрепить знания младших детей о средствах передвижения, познакомить с правилами поведения на улице. Формировать представления, чем отличается транспорт. Закреплять знания о назначении светофора и его цветах.
Закреплять знания и умения старшей подгруппы детей использовать ПДД в игровых и практических ситуациях. Закреплять знания о назначении дорожных знаков, светофора на дороге. Расширять представления об улицах города. Рассказ воспитателя о ПДД. Экскурсия по улице (знакомство с улицей, наблюдения за движением транспорта).
Рассматривание иллюстраций.
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Найди свой цвет».
Дидакт. игры «Светофор», «Знаки дорожного движения»
Конструирование «Автобус», «Гараж»
Досуг «Дорога не место для игр»
Октябрь
Профессия водитель Закреплять знания детей младшего возраста о транспорте и его отличиях. Познакомить с работой шофера и машиниста.
Дать представления детям старшего возраста о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителя различного транспорта. Расширить знания о правилах поведения водителя на дороге. Рассказ воспитателя о труде водителя.
Наблюдение за транспортом.
Беседы «что я видел на прогулке», «Внимание: дорожные знаки».
Подвижная игра «Птицы и автомобиль».
Сюжетно-ролевая игра «Шофер»
Чтение Б. Заходер «Шофер», А. Барто «Самолет», «Грузовик», С. Михалков «Скверная история», загадки.
Ноябрь
Грамотный пешеход Расширять знания детей старшего возраста о правилах пешеходов на дороге и на тротуаре. Закреплять понятия «пешеход», «дорожные знаки», «переход»; знакомить с запрещающими знаками «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен».
Дать понятия детям младшего возраста о назначении слов «пешеход», «пешеходный переход», знакомить с дорожными знаками. Учить правильно переходить улицу. Формировать представления об ориентировке на дороге (посмотри направо, посмотри налево). Закреплять знания о назначении светофора. Целевая прогулка по улице.
Беседа «Как нужно переходить через дорогу».
Рассматривание иллюстраций.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Дидакт. игра «Дети на прогулке».
Конструирование «Светофор», «Наша улица».
Декабрь
Осторожно:
зимняя дорога Продолжать работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города (нашего поселка). Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов. Рассказ воспитателя.
Беседа «Кто расчищает дорогу от снега?»
Рассматривание иллюстраций.
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»
Моделирование ситуаций.
Викторина «Чем опасна дорога зимой»
Январь
Пост ГАИ Дать представления детям о назначении поста ГАИ на дороге, познакомить с особенностями работы сотрудников ГАИ. Закреплять правила дорожного движения, предназначенные для пешеходов и водителей. Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»
Дидакт. игры «Запрещается-разрешается», «Найди по описанию».
Встреча с инспектором ГАИ.
Февраль
Как транспорт людям помогает Дать детям знания о правилах поведения в транспорте. Знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная, скорая, пожарная). Формировать представление о том, как машины людям помогают. Рассматривание иллюстраций.
Беседы «Какие бывают машины», «Как вести себя в транспорте».
Дидакт. игры «Назови транспорт», «Правила дорожного движения».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Продуктивная деятельность «Троллейбус», «Машины на нашей улице».
Март
Знаки сервиса Совершенствовать знания правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге. Дать представление о знаках «сервиса»: «телефон», «АЗС», «пункт технического обслуживания», пункт питания», «пункт медицинской помощи». Закреплять знания видов транспорта. Рассказ воспитателя.
Рассматривание дорожных знаков.
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки», «Как машины людям помогают».
Чтение О. Бедарев «Азбука безопасности», загадки о дорожных знаках.
Дидакт. игры «Куда едет автомобиль», «Найди по описанию и назови».
Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Пешеходы и водители».
Апрель
Опасный перекресток Расширять знания об опасностях движения транспорта и движения пешеходов на перекрестке. Дать представление о регулируемом перекрестке. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как правильно кататься на велосипеде».
Дидакт. игра «Путешествие по городу».
Подвиж. игра «Путешествие на машинах».
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Май
Кто самый грамотный на улице Закреплять знания ориентировки на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях. Закреплять знания дорожных знаков. Закреплять правила поведения в транспорте. Беседы «Мы-пешеходы», «Что мы знаем о правилах дорожного движения».
Чтение загадок о транспорте, светофоре, дорожных знаках.
Дидак. игры «Собери светофор», «Найди и назови», «Опасные места».
Сюжетно-ролевая игра «Едем в автобусе».
Развлечение «Путешествие в страну Светофорию»
План взаимодействия с родителями
Форма Тема
Консультации 1. «Обучение детей правилам дорожного движения»
2. «Правило перевоза детей в машине».
Стенд 1. «Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице»
2. «Правила безопасности на дороге»
Досуги, праздники развлечения Досуг «Дорога не место для игр»
Викторина «Чем опасна дорога зимой»
Развлечение «Путешествие в страну Светофорию»
Родительское собрание «Азбука безопасности» с участием инспектора по безопасности Д. А. Дроздова.
Итоги проекта:
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на дороге, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности.
Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.