Нина Лапина
Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на примере образцового коллектива ФЭС «Отечество»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы с детьми младшего возраста в образцовом коллективе, фольклорно-этнографической студии «Отечество».
Фольклорно – этнографическая студия «Отечество» существует при «Центре дополнительного образования "Лад" Первомайского района города Новосибирска.
Я, педагог дополнительного образования, Лапина Нина Анатольевна являюсь руководителем фольклорной студии.
Публикация «Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на примере образцового коллектива ФЭС „Отечество“» размещена в разделах
Обращение к народным традициям, фольклору лежит в основе организации деятельности ФЭС «Отечество», которая осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1. отношение к традиционной культуре, как к целостному, социально значи-мому явлению;
2. комплексный подход к организации деятельности учащихся по освоению фольклора.
Работа педагога на занятиях основывается на принципах дидактики в сочета-нии с принципами, сформировавшимися благодаря опыту работы с ансамблем. Среди них:
доступность, постепенность (в освоении певческого, танцевального материала идти от простого к сложному);
последовательность (повторять, усложняя);
наглядность и достоверность, (посещение фольклорных концертов, фестивалей, творческих мастерских и лабораторий, целенаправленное прослушивание народной музыки и песен, организация встреч с исполните-лями народных песен, носителями традиций).
активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы,
системность и систематичность, (от конкретного факта или набора фактов к системе знаний, от отдельных приёмов исполнительства к созданию художественного образа);
востребованность материала (он должен быть технически доступен, об-разно интересен, сценичен);
комплексное освоение материала,
преемственность (умения и знания передавать «от старших - младшим»);
индивидуальный подход в условиях коллективного обучения
творческий подход (искать пути и формы реализации каждого ученика);
постоянное совершенствование педагогического мастерства.
Работа в студии ведё тся по 3- м основным направлениям:
комплексные занятия (народный календарь, пение, народные игры, хореография, народные инструменты и театр);
прикладное творчество для девочек (изготовление тряпичных кукол в народном костюме, изучение и изготовление элементов народного костюма);
занятия для мальчиков (рукопашный бой и казачья культура).
Я считаю также обязательным участие родителей в образовательном процессе, фольклорных мероприятиях ФЭС «ЦДО «Лад», а также в фольклорных праздниках различных уровней.
Образовательная, воспитательная, досуговая деятельность в объединении направлена на:
раскрытие творческой индивидуальности ребенка;
выявление и развитие музыкальных, танцевальных и театральных способностей детей;
развитие коммуникативных и организационных навыков и умений;
приобщение учащихся к морально-этическим ценностям традиционной русской культуры.
развитие детского голоса, формирование певческих навыков народной манеры исполнения;
развитие самостоятельности в решении творческих задач;
стимулирование творческой и социальной инициативы учащихся.
Деятельность фольклорной студии «Отечество» строится на основе образовательной программы «Родное».
• о
Сочетание в программе разных направлений деятельности создает условия для проявления способностей ребенка в различных её видах (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность, неразрывно связывает музыку, слово и движение, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком. У детей закрепляются и совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности.
Цель работы фольклорной студии «Отечество» - формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитание у детей чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре, формирование эстетического вкуса, познавательного интереса, развитие голоса, слуха, музыкальной памяти.
Педагог стремится к достижению поставленной цели через продуманный учебно -воспитательный процесс. Навыки по вокальному исполнительству, хореографии, театрализации, начальному обучению игре на народных инструментах учащиеся получают на практических занятиях, репетициях, а также выступлениях. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
На занятиях музыкальным фольклором обучающиеся овладевают традиционной манерой пения, учатся совместному исполнительству, постигают жанры музыкального фольклора, приобретают навыки импровизации. Пение - сложнейший психофизиологический процесс, в котором задействованы не только музыкальный слух, интонация, память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Программа ФЭС составлена с учетом последовательного и постепенного развития вышеперечисленных функций, с учетом возрастных особенностей и динамики их изменений, с учетом накопления музыкального (слухового и певческого) опыта, формирования базового репертуара и дальнейшего его расширения.
ФЭС включает себя 5 фольклорных коллективов : 2 фольклорных ансамбля мальчиков «Кмети» и «Стезя», фольклорные ансамбли девочек «Птахи» и «Светец», смешанный фольклорный ансамбль детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ручеёк».
В фольклорный ансамбль «Ручеёк» набираются все дети (без отбора) от 4,5 до 7 лет. В работе с этими детьми закладывается основа развития будущих исполнителей, участников старших коллективов.
И самое важное, на мой взгляд, это развитие у младших детей следующих навыков в данном порядке. :
- чувства ритма и темпа
- чёткой дикции
- чистого интонирования
- правильного дыхания
- танцевальных навыков
И, конечно же, вся работа над развитием этих навыков должна проходить в игровой форме, так как игра – это самое лучшее, самое древнее средство физического, душевного, интеллектуального воспитания детей. Она всегда связана с радостными эмоциями и поэтому, помогает маленькому человеку освоить жизненные функции легко и быстро.
Работы над чувством ритма включает в себя прохлопывание ладошками, простукивание ложками, протопывание ногами определённых коротких образцов устного фольклора или фраз из песенного материала с разными заданиями:
1. Играем в «эхо» :
- точно повторяем какой-либо ритмический рисунок без текста, (педагог-дети и наоборот,
2. Играем в «Тараторки». Подготовительная часть:
- прохлопываем (простукиваем) фразу из текста, сначала с
естественными акцентами при произношении текста.
- прохлопывание текста то с голосом, то проговаривая про себя.
Например : Ан-дрЕй, ВОро- бЕй, нЕ го -нЯй гОлу-бЕй…
- прохлопываем (простукиваем) эту же фразу, разделяя по слогам. Например : Ан-дрЕй, ВО-рО- бЕй,- нЕ - гО-нЯй - гО-лУ-бЕй…
- усложняем задачу, прохлопываем (простукиваем) эту же фразу, деля на каждого из участников по одному слогу, следя затем, чтобы длинные звуки дослушивались, а короткие укладывались в темп, не отставали и не опаздывали.
После этого играем с предыдущим заданием по следующему правилу: кто опоздал или не дослушал и раньше времени вступил, из игры выбывает.
Для усложнения игры можно увеличивать протяжённость фразы, скорость или заменять на какие-нибудь доли ритма прохлопывание (простукивание) притопом ноги. Можно использовать притоп на сильную долю, пропевая какие-нибудь музыкальные фразы или заменяя пение слога (слова) притопом.
Эти упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и лучшему ощущению музыкального темпа, развитию координации Речь-Руки-Ноги, что очень пригодится в будущем при освоении певческого и хореографического материала.
В процессе обучения дошкольников музыкально - ритмическим движениям решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.
Музыкально-ритмические движения способствуют развитию музыкального слуха, ритма, речи, интеллекта, мышления, памяти.
Для развития артикуляции я использую скороговорки на разные сочетания согласных. Перед произнесением скороговорки зарядка: разминаем щёки с помощью пальцев –вверх, вниз, назад, вперёд, работаем ртом, «прожёвывая» невидимую большую «жевательную конфету».
Затем разучиваем скороговорку. Обязательно разбираем смысл текста. Ускоряем темп произнесения скороговорки. Соревнование: кто быстрее и понятней проговорит? Можно добавить притопывание или прохлопывание на акцентах.
С детьми младшего школьного и дошкольного возраста пение необходимо начинать на материале устного фольклора (потешек, считалок, молчанок и др., народных игр и хороводов. Затем переходить к календарному фольклору, детским шуточным песенкам, песням, связанным с календарным циклом своим содержанием, желательно, на примерах местного фольклора.
Очень важно, на мой взгляд, при начале разучивания какого-либо музыкального материала разбирать подробно текст, старые, вышедшие из употребления слова, диалектические особенности данного текста. И повторять этот анализ необходимо неоднократно в процессе работы над песней. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию значения старых слов, встречающихся постоянно в текстах народных песен.
Мы постоянно встречаем в певческом фольклорном материале распев слогов с 2-х и 3-хкратным повторением гласной, а также огласовкой согласных, вставкой гласных «ы, и» между двумя-тремя согласными в слове.
Артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи. Поэтому, переходя, непосредственно к пению, разучиванию песенного материала, можно выполнять упражнения:
• проговаривать конкретную фразу в разговорной манере;
• проговаривать эту же фразу нараспев медленнее, следя за артикуляцией. В разговорной речи при помощи языка, губ, нижней челюсти фиксируется положение только ударной смысловой гласной, но при распеве и неударные требуют фиксации, но без опускания нижней челюсти.
• проговаривать фразы нараспев на одном звуке в ритме песни. При этом следить, чтобы посыл звука был разговорным, идущим от слова;
• петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.
Важно научить не выпячивать вставную гласную. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе. так же отчетливо, как и в разговорной речи. певческая дикция зависит от фонетики разговорной речи.
Над словом надо работать не формально, а вникая в его интонационную выразительность. Народная песня не выносит душевной фальши.
Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания. У детей младшего возраста дыхание поверхностное, грудное. Но, тем не менее надо время от времени обращать их внимание на правильность взятия дыхания и правильное его расходование. Главное – сознательно относиться к дыханию, практически овладевать его распределением от вдоха до выдоха, систематически тренировать дыхание на упражнениях и песнях.
На первых этапах работы с младшими детьми необходимо :
- подходить к работе над качеством звука через эмоцию, использовать не столько методические принципы, сколько формировать звук с помощью эмоционально-художественных представлений.
- постоянно использовать связь речевого стереотипа и певческого.
- приобщать к самостоятельной работе (декламация слов песни, скороговорки на примарных тонах, правильное открытие рта,
- корректировать вокальный слух (приучать слушать себя).
- связывать обучение и сценические выступления.
- постоянно рассказывать о песнях, обрядах, традициях, истории.
- особое внимание уделять звукообразованию : петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика.
Постепенно, в процессе разучивания игр с пением, мы переходим к музыкальной ритмике, так ка большинство народных игр с пением связано с движением по кругу.
Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.
Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей дошкольного возраста, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования.
Правильное восприятие темпо - ритмической структуры звуковой среды способствует полноценному формированию речи в раннем возрасте : - правильному воспроизведению темпо - ритмического рисунка слов,
- их слоговой структуры,
- ускоряет развитие лингвистических способностей,
- позволяя научиться правильно расставлять ударения и переносы.