Анастасия Ван
Работа с циклом занятий «Разноцветные сказки» по авторской методике Н. В. Нищева
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить очень интересные материалы не менее интересного автора Н. В. Нищева. Он написал много работ для логопедов и педагогов, но я взяла "на вооружение" вот эту методику. Вообще область сказки сама по себе своеобразна и действенна. По крайней мере мой опят работы со сказкой иного не подсказывает. Разноцветные сказки я применяла как в младшей, так и в средней группе и получилось не менее интересно с более старшими детками, чем 3-4 года.
Публикация «Работа с циклом занятий „Разноцветные сказки“ по авторской методике Н, В, Нищева» размещена в разделах
Автор пишет о своем пособии: "цикл комплексных игровых логопедических занятий по развитию у детей речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения. Пособие сопровождено красочными иллюстрациями, помогающими детям увидеть многоцветие мира, научиться различать и называть цвета. Эти занятия будут полезны всем детям - как страдающим речевыми нарушениями, так и имеющим нормальную, чистую речь".
То есть, как я выше заметила, можно смело использовать Розноцветные (как у меня детки в группе говорят "Цветные")сказки на разных возрастных категориях.
Также автор делает упор на то, что развитие цветовосприятие непосредственно развивает речь и я является отдельной стороной развития (отличается от восприятия формы и размера предмета)
Далее автор поясняет "Настоящее пособие содержит конспекты девяти тематических занятий, отражающих систему работы по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи. Кроме того, эти занятия способствуют развитию зрительного и слухового внимания"
В практическом плане вам понадобятся разноцветные практические пособия, которые должны идти вместе со сказками и специальное музыкальное сопровождение, НО автор допускает некоторые отступления от жестких правил и возможно заменить недостающие элементы чем-то схожим. Например, я с детьми брала обычную распечатку сюжета сказки и мы вместе делали их разноцветными с помощью цветной глянцевой бумаги чистых цветов (чистых, значит ярких, без оттенков). Материалы можно подготовить самим заранее, а также можно привлечь к посильной помощи детей. Я считаю данный элемент работы не менее интересным и полезным для детей. А музыку сам автор допускает заменить на спокойную классическую.
Приведу в пример конспект № 1 и рекомендации к выполнению.
КОНСПЕКТ № 1
Тема. Путешествие в «Желтую сказку».
Цели. Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики. Воспитание продолжительного выдоха. Воспитание элементов творчества, бережного отношения к природе.
Оборудование. Иллюстрация к сказке (рис. 1, игра «Подумай и собери».
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организация начала занятия.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам». Но чтобы попасть в первую сказку, вы должны выполнить задание.
2. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.
Логопед. Что вы видите на карточках? Дети. Овощи, фрукты.
Логопед. Вы должны сложить изображения овощей и фруктов из кусочков цветного картона, которые лежат в конвертах.
Дети выполняют задания, сидя на ковре.
Логопед. Что вы сложили? Дети. — Яблоко.
— Грушу.
— Репку.
— Лук.
— Лимон.
— Тыкву.
3. Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.
Логопед. Какого цвета эти овощи и фрукты? Дети. Они желтые.
Логопед. Пусть каждый из вас назовет свой фрукт или овощ так: желтый лимон, желтое яблоко.
Дети называют свои овощи и фрукты, логопед обращает внимание детей на то, что про лимон мы говорим «желтый», а про тыкву — «желтая» и т. д.
Логопед. Сказка, в которую мы сегодня попали, называется «Желтая сказка». Ложитесь на животики и слушайте.
4. Развитие слухового внимания.
ЖЕЛТАЯ СКАЗКА
Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала :
— Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?
— Сейчас будут, — ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.
— Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки.
— Знаю, — ответила девочка. — Одуванчики! Солнышко улыбнулось.
— А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.
— Они злые, эти цветы? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.
— Нет, — ответило солнце. — Мать-и-мачеха — добрый цветок.
Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая — холодная и блестящая.
— Как у мачехи из злых сказок, — подсказала девочка. Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.
5. Развитие мелкой моторики.
Логопед. А теперь садитесь по-турецки и поиграем с пальчиками.
Дети выполняют упражнение «Пошли пальчики гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачка.)
Пошли пальчики гулять, (Шевелят пальчиками.) Этот пальчик рыл песок, Этот делал пирожок, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Этот с горки катался, Этот в травке валялся, Этот умницей был, Хорошо говорил.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед. Ваши пальчики отдохнули, поиграли; теперь надо, чтобы поиграли ваши язычки. Садитесь на стульчики к зеркалу, и давайте сделаем упражнение.
Дети выполняют упражнения из общей артикуляционной гимнастики.
7. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед. Садитесь на ковер. Побеседуем о «Желтой сказке».
Куда пошла девочка?
Дети. На полянку.
Логопед. Что она надела?
Дети. Желтое пальто с желтым капюшоном.
Логопед. Что она увидела в небе?
Дети. Солнышко.
Логопед. Каким было солнышко?
Дети. Желтым.
Логопед. Что подарило солнышко девочке?
Дети. Цветы.
Логопед. Какими они были?
Дети. Желтыми.
8. Координация слова с движением, развитие общей моторики.
Логопед. Давайте пойдем на полянку и соберем букет цветов. Мы не будем рвать много - они ведь завянут. Сорвем несколько цветочков.
Дети выполняют упражнение «На полянку мы пойдем».
На полянку мы пойдем, мы пойдем. (Идут по кругу, взявшись за руки.) И цветов мы наберем, наберем.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой. (Останавливаются, кланяются.) К солнцу тянутся ромашки, (Встают на носочки, руки вверх, тянутся.)
В травке бегают букашки. (Бегут по кругу.) Мы домой идем, идем, Мы букет цветов несем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
9. Воспитание длительного выдоха.
Логопед. Мы пришли домой и принесли букет, а в букете у нас есть одуванчики. Давайте положим букеты, возьмем в руки одуванчики и подуем на них, не раздувая щек.
Дети выполняют упражнение «Подуйте на одуванчик» (3—4 раза).
10. Организация окончания занятия.
Логопед напоминает детям, чем они занимались. Положительно оценивает их работу.
Логопед. Наше путешествие в «Желтую сказку» закончилось. Дома вы вместе с мамами вспомните сказку и выполните задание по ней. А завтра мы рассмотрим ваши рисунки. Каким карандашом вы будете раскрашивать рисунки?
Дети. Желтым.
Мы читали сказки, и разыгрывали их в ролях, и делали по ним аппликацию и просто танцевали и релаксировали под музыку. Дети были в восторге! А самое ГЛАВНОЕ, сказки имеют психотерапевтический эффект. Дети становятся дружнее и спокойнее. А главное отдыхают от взрослого мира и попадают вновь в мир сказок!