Татьяна Гугняева
Работа по сплочению детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личных качеств детей дошкольного возраста происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений к детям могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми. Ему нужно провести наблюдения, направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками.
Темочки:
С целью улучшить взаимоотношения в группе, продолжить формировать коллектив мы организовали и провели несколько спортивных игр и эстафет. Мы выяснили отношение детей к победе и поражению. Во время спортивных игр каждый переживал друг за друга, хвалил, подбадривал. Очень интересно и увлекательно проходила беседа о дружбе и товариществе, которую мы проводили в своей работе. Ребята открывали свои сердца настежь. Они так искренно рассказывали о своих друзьях, что мы полностью убедились в том, что это группа дружная.
Читали и обсуждали рассказы и сказки о дружбе («Репка», «Теремок», рассказы Н. Носова). Провели беседу о поведении, об играх с детьми, о том, что ценят в людях.
Провели праздник «Золотая осень», где каждый из детей получил определённое задание, были и групповые задания (спеть песню, инсценировать сказку, вместе делали поделки к празднику. Была проведена экскурсия в парк, посещение цирка. Также мы организовали «мастерскую добрых дел», где дети приводили в порядок одежду для кукол, ремонтировали кукол, делали поделки для малышей. Пяти -семилетние дошкольники, посещение детский сад, с большим желанием объединяются в различной деятельности, прежде всего в игре. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают именно с теми или иными товарищами играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями.
Для формирования дружеских взаимоотношений у детей можно рекомендовать не только игры, но и беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества.
Дети на таких праздниках учатся в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их в коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается. Сплочение коллектива не будет хорошим, если не проводить в нем какую-то работу по формированию дружеских взаимоотношений. Нужно детям разъяснять что такое хорошо и что такое плохо. Лишь только тогда у них сформируются правильные взаимоотношения в группе. Да и потом в школе и вообще в жизни дети будут уметь дружить, находить контакт с людьми, будут честными, добрыми, справедливыми, а эти качества ценятся в людях. Воспитатель, выяснив «отверженного» ребёнка в группе, обязан помочь ему войти в коллектив, воспитать в нем дружеские отношения к своим сверстникам на примере своих товарищей или героев книг. Он должен давать ему какие-то поручения для совместного выполнения с другими детьми группы.
Методы коллективного воспитания, сочетаясь с индивидуальным подходом, позволяют выровнять поведение детей, развить их творческие силы. Правила поведения в игре, находящиеся под контролем всего коллектива, становятся личными правилами поведения ребёнка, которыми он начинает руководствоваться в жизни. Возникшие в игре симпатии друг к другу способствуют возникновению привязанности к коллективу, стремлению сделать всем что-то приятное, доставить радость. У ребенка становится более устойчивым интерес к совместной жизни и деятельности, воспитывается чувство коллективизма, доброта, чуткость, отзывчивость. Работа с отдельными детьми способствует формированию дружного детского коллектива. Общение с детьми – необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Таким образом, в работе по сплочению детского коллектива в группе детского сада мы пришли к выводам: У детей шестилетнего возраста идет активное сплочение коллектива, взаимоотношения довольно устойчивые. Удачным методом формирования коллектива является совместная деятельность.
Список литературы:
1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.
2. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. // Дошкольное воспитание. 1984, №7.
3. Отношения между сверстниками в группах детского сада. / Под ред. Репиной Т. А. М. ,1978.
4. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М., 2000.